Покаяние
В Украине проходят Дни Польского кино
Открывшись в столичном кинотеатре «Киев», десятый юбилейный просмотр лучших фильмов нашего западного соседа отправился по тем городам Украины, где есть консульства Польской Народной Республики. А нашу столицу по случаю открытия фестиваля посетил известный актер, педагог и режиссер Ежи Штур, с показа фильма которого и начались Дни Польского кино.
Лента «Гражданин», последняя режиссерская работа Е. Штура, прежде всего свидетельствует о том, что поляки культивируют нравственное здоровье. Его первым условием, как известно, является желание избавляться от всякого рода иллюзий, от личного и национального высокомерия. А этому процессу очищения национального организма от «шлаков» истории лучше содействует способность смеяться над собой.
Ежи Штур, который получил известность не только в Польше, но и на территории бывшего СССР благодаря комедии «Сексмиссия», снял фильм о капризной судьбе своего поколения. При этом в своей комедии-покаянии он смеется прежде всего над собой, так как больше половины событий картины являются отражением его собственного опыта и биографии. Он сам играет Братека, типичного представителя своего поколения, который прошел через все основные перипетии послевоенной польской истории - от школьника, который под бюстом Сталина читает патриотические стихи, члена Польской Рабочей партии, а впоследствии «Солидарности» до современного успешного карьериста, который промышляет на благодатной ниве религии. Последнее обстоятельство в биографии героя, который присосался к телу католической церкви благодаря тому, что помог спастись священнику от публичного позора за посещение проституток, вероятно, оказалось наиболее нетерпимым для польского менталитета. Ведь известно, что для поляков католицизм является последним психологическим пристанищем во времена личных и национальных исторических испытаний. Поэтому, как поведал сам Ежи Штур, ему и его сыну Мачею Штуру, который играет героя в молодости, радикально настроенные патриоты даже посоветовали поискать для жизни другую страну. Между тем режиссер затронул в своем фильме еще одну болезненную для своих соотечественников проблему - еврейский вопрос, который стал главной темой оскароносной «Иды».
О фильме Павла Павликовского написано уже много, отметим только безупречное стилистическое совершенство «Иды» в отражении событий полувековой давности. Что касается самой темы отношений поляков и евреев, где последние выступают жертвами не только нацистских карателей, но и бытового антисемитизма, которым накануне Второй мировой войны была заражена почти вся Европа, то проблема отношения к детям Израиля со стороны других народов сегодня является злободневной не только в контексте покаяния за молчаливую поддержку геноцида, но и за его содействие. Поскольку история развивается не линейно, а циклично, о чем свидетельствует даже сходство мотивации в войне против соседей со стороны Гитлера и Путина, то сейчас, когда Европа оказалась на грани новой войны, возникает и угроза поиска виновников всех мировых бед. И мы были бы нечестными с читателем, если бы не сказали, что, несмотря на господствующее положение еврейства в финансово-экономическом секторе, который определяет мировую политику, оно снова имеет все шансы испытать на себе гнев униженных и оскорбленных. Антисемитские настроения, конечно, еще не господствуют на страницах наиболее популярных изданий или на телеканалах, потому что они контролируются преимущественно иудеями. Но не секрет, что антисемитские настроения сейчас активно распространяются в соцсетях. Поэтому делать вид, что еврейский вопрос решен раз и навсегда, что покаяние по отношению к потомкам Моисея воцарилось в сердцах всех представителей народов мира, было бы преступно по отношению прежде всего к самим евреям.
Тема покаяния звучит и в фильме «Варшавское восстание» (автор идеи Ян Комаса), который, как его представляют, является первым в мире «художественным фильмом», полностью смонтированным из документальных материалов. Закадровые голоса, озвучивающие диалог двух кинорепортеров, авторов военной кинохроники, сообщают о настроениях и надеждах, царивших в Варшаве летом 1944 года. Среди этих надежд едва ли не самым большим было ожидание Советской Армии, которая как раз готовилась освобождать столицу Польши от немецких оккупантов. Чтобы приблизить победу, варшавяне начали в городе партизанскую войну в надежде, что войска освободителей вот-вот подойдут в город. Однако Сталин наступление приостановил, поэтому за два месяца сопротивления хорошо вооруженным войскам Вермахта поляки заплатили очень высокую цену. Это была их плата за бесполезные, иллюзорные надежды, что у таких подонков, как Сталин, есть совесть, есть человеческая мотивация. Надо ли говорить, что сейчас мир может снова заплатить очень высокую цену за то, что верит в наличие совести и человеческих чувств у нынешнего кремлевского мечтателя.
Интересны и другие картины фестиваля - «Боги» Лукаша Палковского, «Хочется жить» Мачея Пепшицы и «Неуловимое» Яцека Борцуха, которые дают представление о тематическом, жанровом и стилистическом разнообразии современного польского кинематографа.
Section
Культура