Покушение на Сергея Филина как грязная изнанка балета
Прежде Большой театр был предметом гордости России за свою культуру, а теперь символизирует насилие и коррупцию, охватившие страну
Западная пресса анализирует причины трагедии. Покушении на главного балетмейстера Большого театра — «уродливая сторона русской красоты», пишут СМИ: «Прежде Большой был предметом колоссальной гордости России за свою культуру, а теперь символизирует насилие и коррупцию, охватившие страну». С момента ухода Григоровича 18 лет назад балетмейстеры в Большом сменялись один за другим: все они капитулировали перед системой.
Когда в Большом театре «планируются новые, современные постановки классиков, звезды и СМИ нередко выражают бурный протест, а некоторые политики пытаются предотвратить такие планы через Путина», пишет журналистка Frankfurter Rundschau Михаэла Шлагенверт. Раньше за этими скандалами и скандальчиками можно было наблюдать с улыбкой, но сейчас конфликт достиг небывалого обострения: 17 января человек в маске плеснул в лицо художественному руководителю балета Большого театра Сергею Филину кислотой. Филин не потеряет зрение, пишет «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ГАБТ сообщает, что Филину сделали успешную операцию на глазах. Сейчас он, как и полагается после всякой операции, переведен в реанимацию. О полной потере зрения речи не идет.
Глава департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов подтвердил, что операция прошла успешно. Она была проведена в первом отделении микрохирургии глаза 36-й клинической больницы бригадой высокопрофессиональных врачей с участием заведующей отделением Натальей Долгуевой и профессором НИИ глазных болезней им.Гельмгольца Павлом Макаровым. «Состояние глаза позволило врачам принять решение о проведении операции, которая длилась около часа», — сказал Голухов. Ранее были планы отправить балетмейстера на лечение в Бельгию — в ожоговый центр военного госпиталя королевы Астрид в Неде-Ове-Эамбеек в пригороде Брюсселя. Однако сейчас для Филина важнее забота о глазах, чему не соответствует профиль этого медучреждения.
«Один ветеран Большого театра написал в «Фейсбуке», что в последние годы уровень профессиональной этики в театре снизился», — говорится в статье. Экс-худрук театра Юрий Бурлак в интервью «Известиям» расставил акценты иначе: по его мнению, переменилась к худшему вся страна и взаимоотношения между людьми.
«Главного балетмейстера Большого театра облили кислотой», — сообщает The Guardian. «Очередной и самый мерзкий скандал в Большом», — комментирует Мириам Элдер.
«Прежде Большой театр был предметом гордости России за свою культуру, а теперь символизирует насилие и коррупцию, охватившие страну», — продолжает журналистка. По словам родственников и коллег, Филин более месяца получал угрозы, его электронная почта была взломана и письма с компроматом оказались в интернете.
Бывший худрук Алексей Ратманский написал в «Фейсбуке», что нападение на Филина не случайность. Ратманский перечислил взаимосвязанные проблемы Большого театра: подхалимы, спекулянты билетами, полусумасшедшие поклонники, готовые убить соперников своих кумиров и т.п. Корни этих бед Ратманский видит в том, что некие люди постепенно уничтожили профессиональную этику в театре, цитирует inopressa.ru. Виновных в нападении ищут среди сотрудников театра, заявил генеральный директор ГБАТ Анатолий Иксанов без тени сомнения в правильности этой версии. Но Махар Вазиев, ныне главный балетмейстер театра La Scala, в прошлом звезда, а затем заведующий балетной труппой Мариинского театра, говорит и о мафии, которая всегда окружала и окружает театр. «Поэтому очень сложно выявить заказчика внутри театра. Трудно представить, что кто-то мог совершить подобное по причине артистического соперничества. Я видел телеинтервью со Светланой Захаровой. По ее словам, танцоры взволнованы и шокированы, многие не в состоянии репетировать. Я могу это понять», — говорит Вазиев.
«Алексей Ратманский, худрук балета Большого театра с 2004 по 2008 годы, указывает, что вокруг театра крутятся спекулянты, перекупщики, полусумасшедшие поклонники, готовые перерезать горло соперникам их фаворитов, циничные хакеры. О зависти и интригах в Большом говорила и Майя Плисецкая», — отмечает автор статьи. — Тесная связь между балетом и властью со всеми вытекающими рисками восходит еще к царским временам. Матильда Кшесинская, любовница будущего царя Николая, а затем подруга некоторых великих князей, вынудила уйти в отставку директора императорских театров за то, что он ее оштрафовал. Ситуация не изменилась и в советские времена: в 1924 году балерина Лидия Иванова погибла в странном инциденте на Неве за два дня до отъезда на Запад вместе с Баланчиным. Она была любовницей офицера ЧК — возможно, ей была известна какая-то секретная информация? Влиятельными членами партии были такие талантливые балерины, как Ирина Колпакова в Ленинграде и Ольга Лепешинская в Москве. А вот Мария Семенова сурово пострадала после того, как ее супруг, высокопоставленный военный, впал в немилость».
Выпуск газеты №:
№10, (2013)Section
Культура