Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Портал в Японию

«Мистецький Арсенал» предлагает посетителям «воображаемый путеводитель» по Стране восходящего солнца
14 ноября, 18:24

Эта выставка завершает Год Японии в Украине. Кураторы проекта Юлия Ваганова, Андрей Линик и Юлия Зиновьева предложили интерактивную прогулку по основным «пунктам» японской культуры. Образцы традиционного искусства из коллекций украинских музеев и работы художников-инноваторов служат указателями в этом путешествии.

Генеральный директор «Мистецького Арсеналу» Олеся Островская-Люта рассказывает, что выставка «Воображаемый путеводитель. Япония» не привязана к определенному стилю или периоду, а охватывает культуру страны в целом, презентует ее основные идеи. «Это абсолютный must see для всех, кто интересуется дальневосточными цивилизациями, а также для тех, кто любит интересные истории и хочет пищи для разума», — заверяет она.

Фоторепортаж

Выставочное пространство разделено на восемь «станций»-залов, каждый из которых посвящен отдельной теме. Делаем шаг в темноту — и оказываемся в первом.

ФУНДАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

В «Пустоте» нас встречает симуляция сотворения мира под названием «(Не)обратимый» (автор — Норимичи Хиракава). Компьютерная программа выводит на экран космологические образы, части которых непрерывно двигаются. Время от времени глаза ослепляет яркая вспышка — метафора Большого взрыва. Здесь стоит вспомнить, что, практикуя техники медитации, человек учится очищать свой разум и душу, чтобы потом познать что-то по-настоящему красивое и стоимостное. Ритмичный звуковой отсчет напоминает, что время идет, а впереди — почти все путешествие.

С «Острова» начинается настоящее знакомство с Японией. Разнообразие ландшафтов и климатических особенностей этой островной страны поражает. На стенах зала размещены старые карты — отображение представлений о Японии. «Гербарий Львовского национального университета предоставил нам японские семена, привезенные украинской исследовательницей, — Юлия Ваганова обращает внимание на соседнюю экспозицию. — Семечка, что ветром переносятся на материк, как по мне, является красивой метафорой передачи информации о Японии в другие страны».

Вторая часть зала выглядит более минималистически — белый пол, черные пули на тоненьких подставках и два плеера. Это инсталляция Лиота Яги «Звуковая сфера», своеобразный эксперимент с электромагнитным полем и информацией на пленках во времени и пространстве. Данные из магнитной пленки, которыми обмотаны пули, считываются в произвольном порядке. Поэтому шум, который проигрывают плееры, всегда будет разным.

Следующая станция — «Японский сад» — тоже фундаментальна для Японии. Даже в духоте современных мегаполисов их обитатели ищут свободные уголки и воспроизводят там маленькие модели сада, возвращая природную гармонию и спокойствие в бетонные джунгли.

Для киевской выставки сад разрабатывала компания Kosugi Zohen Co. Ltd. Президент компании Саки Косуги заметил, что японский сад должен быть асимметричным, простым и абстрактным. Элементов в нем немного — камни разных размеров, растения и вода, но каждая составляющая что-то символизирует в истории, которую рассказывает творец сада. Сад в «Арсенале» — о путешествии Будды из воображаемого мира в земной, его общении с душами умерших и возвращении в свой рай. Он сконструирован по образцам XII—XV веков.

СЕЗОНЫ ИЗМЕНЕНИЙ

Очередной переход приводит к «Форме», которая является главной метафорой японской культуры. В зале собраны вещи, формы которых конструируют наше восприятие восточной страны. В витрине — хрупкая керамика и крепкие металлические изделия, на стенах — тонкие вытынанки, тонкая бумага и четкие штрихи, из которых состоят иероглифы и смыслы. На другой стороне — красочные кимоно разных времен из частных коллекций. Здесь как нельзя лучше проявляется умение японцев комбинировать традиционное и новейшее, не прекращая творить.

Изменение форм и мгновенные превращения — неприятная способность бакемоно, ужасающих монстров, падких на человеческую плоть, «в честь» которых назван следующий зал. Но это понятие может означать и чужое в широком значении, помогая принять существование Другого рядом с тобой.

В этом «демоническом» зале размещенные рефлексии современных японских художников относительно материй и их состояния. «Морфобашня» (автор — Сачико Кодама) — это феррофлюидная скульптура, которая трансформируется под воздействием магнитного поля, и как будто является метафорой переменных в пространстве и времени структур. Контролируемость движения скульптуры контрастирует с фильмом «Хаос, который дышит» на соседней стене.

Нело Акамацу сконструировал звуковую инсталляцию Chozumaki из стеклянных ваз, заполненных водой. На дне каждой — маленький магнитик, вращающийся под воздействием электромагнитного поля и создающий пузырьковые водовороты с едва слышными звуками. Это напоминает о том, что вода, один из наиболее емких символов, может быть проводником между разными мирами, состояниями, объектами и мыслями.

 Тему изменений продолжает следующая локация — «Времена года». Благосостояние японцев-земледельцев очень зависело от сил природы. Поэтому они решили с ней не бороться, а синхронизироваться. Внимательное восприятие сезонных изменений выражается в традициях (например, любование сакурой), художественных произведениях, декорировании бытовых вещей и тому подобное.

Первый объект в этом зале — «Музыкальная шкатулка ALMA». Это «лебединые песни» радиоволн гигантской звезды, которая скоро исчезнет. Своеобразная шарманка проигрывает 70 дисков с записями наблюдений за этой звездой, которые осуществляли Национальная астрономическая обсерватория Японии, студия цифрового дизайна PARTY и специалисты по алгоритмическому дизайну Quosmo.

Изюмина «Времен года» — гербарий растений Японского архипелага, собранный востоковедом Александром Клетным в 1914 году. Гербарий двусторонний, нижнюю часть можно увидеть в зеркале под витриной. «Такие экспонаты нечасто встречаются на выставках, но нам использование гербария в зале «Времена года» кажется уместным. Это яркое воспоминание, которое мы разворачиваем зимой, чтобы вспомнить особенные времена», — комментирует Юлия Ваганова. Рядом с растениями — короткая информация, на противоположных стенах — оригинальные папки для хранения и описание на японском языке, сделанное Клетным.

НА ПУТИ К СВЯТЫНЕ

Красной нитью сквозь японскую культуру проходит понятие «Путь». Пути бывают очень разные, один из самых известных и увлекательных — самурайский. В экспозиции седьмого зала — тематические гравюры, оружие и доспехи японского рыцаря. На стендах в центре — еще один путь, сыновняя учтивость. И хоть ради спасения близких героям серии рисунков придется унижаться, в конце концов, судьба их вознаграждает.

Другой путь — призыв к любви и балансу в желаниях — демонстрирует художница Sputniko! Ее работа — безумный симбиоз совместных с генными инженерами экспериментов над ДНК шелкопрядов и видеоарта, размышление в необычной форме на тему судьбоносных связей между людьми.

Конечная точка путешествия — «Мейшьо». Это особенные и известные места, отмеченные в классических текстах, и почитаемы всеми японцами. «Конечно, одно из самых известных мейшьо — гора Фудзи, — говорит Юлия Зиновьева, куратор выставки. — Мы собрали все переосмысления этого образа через разные искусства в одном месте. Каллиграфия, картины, гравюры. Самые выдающиеся люди считали это место прекрасным. Когда ты туда попадаешь, опять переживаешь эту особенность и переплавляешь чужой опыт в свой».

«Дурак тот, кто не поднялся на Фудзи ни разу. Дурак тот, кто сделал это дважды», — утверждает надпись над изображением горы. Тот, кто захочет вернуться на выставку до ее завершения 17 декабря, дураком не будет. «Воображаемый путеводитель» завершается образовательной станцией, где можно научиться составлять оригами, рисовать комиксы манга и иероглифы и другое. Будут проходить здесь и мастер-классы и воркшопы, которые позволят больше углубиться в японскую культуру.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать