Послание потомкам
В Национальной опере состоялась мировая премьера «Страстей по Тарасу» Евгения Станковича
На улице холодно, идет снег. Казалось, вряд ли кто-то покинет уютный дом. Но... зал Национальной оперы Украины переполнен (представители украинской интеллигенции — композиторы, музыканты-исполнители, художники, музыковеды, режиссеры, писатели, духовенство, политики и представители иностранных государств). Повод — мировая премьера произведения одного из самых выдающихся украинских композиторов, живого классика, Героя Украины, лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко, народного артиста Украины, академика и профессора Евгения Станковича «Страсти по Тарасу» на стихотворения Кобзаря (автор либретто и главный режиссер-постановщик — Василий Вовкун). Знаменательно, что в День памяти поэта немало зрителей пришло в вышиванках.
Как сказала инициатор события — глава наблюдательного совета благотворительного фонда «Велика родина» Вера УЛЬЯНЧЕНКО, «Произведение Евгения Станковича — взгляд современников на Шевченко». За дело принялись, кроме авторов, Национальная капелла Украины «Думка» (художественный руководитель и главный дирижер — Евгений Савчук, солисты — Александр Бойко и Анатолий Погрибный) и Национальный заслуженный симфонический оркестр Украины (художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Сиренко).
Исключительность акции уже в том, что сами создатели, в частности Василий Вовкун, колебались относительно определения жанра композиции, которая родилась из сочетания слова (чтец — Евгений Нищук), музыки, пластики, сценографии (Вадим Печуркин-Шумейко), костюмы — Людмилы Нагорной. Как известно, «страсти» — храмовое действо, основанное на событиях из жизни Христа, описанных в Евангелии. Хотя в том, что увидели зрители в Национальной опере, собственно действа не было, не смотря на попытку балетной группы под руководством Юрия Пристаецкого (солист — Артем Гордеев). Собственно пластичное «прочтение» произведения и вызвало немало вопросов к постановщикам, потому что могучая и самодостаточная музыка, написанная, так сказать, крупным мазком Евгением Станковичем, была непревзойденной в синтезе со словом Тараса Шевченко. А странные движения танцовщиков только мешали восприятию потрясающего произведения, где музыка Станковича и тексты Кобзаря «рисовали» панораму Украины как высокодуховной нации, которая до сих пор вынуждена добывать в борьбе право на существование, собственный язык и культуру. Публику поразил «тихий финал» произведения на всем известное со школы стихотворение «Садок вишневий коло хати...»
— Чтобы был свой «садок», необходимо пройти через определенное очищение, — отметил Василий Вовкун, — нужно самим что-то делать, потому что просто так никто ничего не даст!
Евгений Станкович сознался: «Я осуществил свою давнишнюю мечту — написать большое произведение на стихотворения Тараса Шевченко. Взял сочинения, которые поднимают очень важные человеческие и философские проблемы. Это была масштабная и духовная работа»... Впереди — осмысление нового произведения обществом и музыковедами, а нам (тем, кто был в зале, слушал трансляции по радио и ТВ) повезло стать свидетелями рождения чуда и еще одного шедевра выдающегося композитора.
Выпуск газеты №:
№44, (2013)Section
Культура