Посвящение украинскому народу
В проекте Гидона Кремера и Романа Кофмана прозвучала премьера Гии Канчели «Ангелы печали»![](/sites/default/files/main/articles/24112014/11kremer.jpg)
Проект Гидона Кремера «Посвящение украинскому народу», осуществленный совместно с маэстро Романом Кофманом, прошел в Национальной филармонии при поддержке Посольства Латвии в Украине (в честь 96-й годовщины провозглашения Латвийской Республики) — и собрал аншлаг. А накануне концерта в Колонном зале тоже был «утренний» аншлаг: все, кому не достались билеты, смогли присутствовать на открытой репетиции и послушать программу.
В первом отделении Киевский камерный оркестр под управлением Романа Кофмана исполнил фрагменты из «Искусства фуги» Баха. В какой-то момент исполнения другие виды искусства почтительно отступали перед этой музыкой, потому что в ней сказано все! И странно было бы представить, что это могло быть не сыграно и не услышано нами, — как, например, движение времени в Каноне № 2 в исполнении дуэта Алексея Колесника (скрипка) и Артема Полуденного (виолончель). В середине цикла удивительно прозвучала Фуга для органа, которую исполнила Валерия Балаховская, напомнив о любимом инструменте Лейпцигского кантора. А играя в честь Баха Арию из его сюиты № 3, музыканты и дирижер бережно и любовно преподнесли каждый звук, извлекая его из вечности...
Второе отделение открыла Тема с вариациями для скрипки и виолончели с оркестром венгерско-американского композитора Миклоша Рожа (1907 — 1995 гг.), автора музыки к более ста голливудским фильмам, лауреата трех премий «Оскар». Солировали скрипач Гидон Кремер и виолончелистка Гиедре Дирванаускайте —они, как волшебник и поэт, своей игрой рассказывали о душе. Вступила виолончель, и с первого звука «человеческий» голос инструмента определил смысл диалога: перефразируя Сент-Экзюпери, роскошь музыкального общения царила на сцене, и оркестранты Киевского камерного безупречно выстраивали сверкающую звуками, экспрессивную картину.
На сцене — хор «Щедрик», Гидон Кремер, Гиедре Дирванаускайте, Киевский камерный оркестр, за дирижерским пультом — Роман Кофман, а в зале —Гия Канчели. Возможно, ли такое чудо? Возможно, когда это премьера сочинения «Ангелы печали» для скрипки, виолончели, детского хора и струнных.
И оказалось, что это музыка о сегодняшней Украине: о том, как грохот орудий обрывает мамину колыбельную, как беспомощен бывает человек перед жестокостью войны — и как драгоценны в нашей жизни милосердие и доброта.... Не только звуки музыки творит Канчели — он умеет создавать тишину. Нежное соло юной Кристины Свищ превратило мелодию в молитву. В финале парили и таяли голоса детей, серебряно звенело пиццикато скрипки и виолончели солистов — не покидала надежда на Мир и Рай. И если музыка способна изменить жизнь, то это была она (на репетиции Гия Александрович говорил хористам: «Когда я попросил вас петь тихо, не ожидал, что приду в такой восторг. Вы идеально поете!»).
Не стихали овации, люди дарили цветы музыкантам и композитору, который, выйдя на сцену, обратился к публике: «Хор «Щедрик» —фантастические дети. Я никогда не видел ангелов, даже во сне. Но сегодня услышал — впервые в жизни. Еще я ощутил, что у меня три родины: Грузия, Латвия и Украина. Когда меня представляли студентам во время встречи в Национальной музыкальной академии Украины, сказали, что я народный артист СССР — это правда, народный артист Грузии — тоже правда, и что я — народный артист России —это уже неправда! Но впервые я пожалел, что не являюсь народным артистом России, — я бы сейчас от этого звания отказался»! Филармонический зал откликнулся на этот рассказ аплодисментами, и Гия Александрович предложил послушать его маленькую пьесу под названием Reg-Gidon-Time — «чтобы печаль ушла и осталось немного радости». Легко сплетая юмор с виртуозностью, исполнили Гидон Кремер и Гиедре Дирванаускайте написанную специально для них миниатюру...
«ГИБНУТ НЕВИННЫЕ ЛЮДИ, БАНДИТИЗМ ВОЗВОДИТСЯ В ЗАКОН —ВСЕ ЭТО ВЫЗЫВАЕТ ВО МНЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ»
«День» попросил гостей Киева поделиться своими размышлениями в связи с проектом «Посвящение украинскому народу».
Гидон КРЕМЕР — один из самых известных скрипачей мира, среди престижнейших международных наград которого — Una Vita Nella Musica, которую считают аналогом Нобелевской премии в музыке:
— Гидон Маркусович, вы неоднократно выступали в Киеве, но впервые ваш концерт проходит, когда в Украине идет, по сути, необъявленная война. С какими мыслями выходите на сцену Колонного зала?
— С юношеских лет я хотел, чтобы дело, которым я занимаюсь, распространяло в мире добро. Мое дело — музыка, и сегодня, в тяжелое для вашей страны время, мне еще больше хочется служить положительным ценностям и поддержать каждого, кто сейчас переживает эту трагедию. Я всей душой с вами!
Жить в «башне из слоновой кости» —такое отношение к тому, что происходит сейчас, мне чуждо. Весь ужас происходящего никого не должен оставлять равнодушным. Трагедии, происходящие вокруг, не превращают меня ни в солдата, ни в политика, но заставляют задуматься о ценностях и, в первую очередь, о ценности человеческой жизни. То, что эта высшая ценность, подаренная каждому из нас, попирается, мне кажется страшным, несправедливым, возмутительным. И те, кто несет за это ответственность, не должны были бы спать спокойно, невзирая ни на какие лозунги, воззвания, оправдания, объяснения. Гибнут невинные люди, бандитизм возводится в закон, агрессоры не употребляют понятие «террор», а говорят о каких-то других, мнимых ценностях, — все это вызывает во мне сопротивление. Поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы, служа авторам — создателям музыки, вносить положительную ноту, надежду и сострадание в сердца людей, которые будут нас слушать.
— Премьера сочинения Гии Канчели «Ангелы печали» состоялась год назад в Берлине на организованном вами концерте To Russia with Love с участием хора «Щедрик», оркестра «Кремерата Балтика», Даниэля Баренбойма, Марты Аргерих, других известных музыкантов, который прошел в знак солидарности с жертвами насилия и нарушения прав человека в России.
— Я обращался к тем ценностям российской культуры и к дорогим мне авторам — композиторам, артистам, писателям, которые для меня олицетворяют подлинную Россию. Это подлинные корни российской культуры, а не того бескультурья, которое сегодня движет нашими буднями. Сочинение Гии Канчели посвящено невинным жертвам. В то время, когда состоялась премьера, такой невинной жертвой явился и человек, которому посвящено это сочинение, — Михаил Ходорковский, не по определению суда, а по определению совести. Нынче, как доказательство того, что музыка сильнее посвящения, сильнее слова, это грустное сочинение — реквием всем невинным жертвам, которых здесь, в Киеве на Майдане, было настолько много, что невозможно без волнения проходить по улицам, близким к филармонии, к консерватории, — такое ощущение, что нас окружают ангелы печали... И тихая музыка звучит, словно некий разговор о том, почему не осуществились их жизни. Музыка о тех, кто жертвовал собой во имя чего-то высшего, кто противопоставлял себя бандитам, которые убивают не только жизнь — убивают мысль, убивают свободу и справедливость. Поэтому каждая нота этой партитуры нам созвучна.
Я счастлив, что встречаюсь на сцене с такими своими единомышленниками, как близкий мне друг Роман Кофман, с которым сотрудничаю десятилетиями, выдающийся композитор Гия Канчели, сочинение которого как нельзя лучше подходит к данной ситуации, и со своей коллегой по оркестру «Кремерата Балтика» и своей спутницей жизни Гиедре Дирванаускайте. И то, что я нахожусь в кругу этих людей, помогает мне сказать — не одному, а вместе — те слова, ради которых мы приехали в Киев. С хором «Щедрик» у нас давно сложились гармоничные отношения, хор неоднократно приезжал на мой фестиваль в Локенхаузе, который я 30 лет возглавлял. «Щедрик» был приглашен на первое исполнение сочинения Гии, и, естественно, именно со «Щедриком» мы исполняем «Ангелов печали» в Киеве.
Отметим, что, несмотря на плотный график, Гидон Кремер и Гиедре Дирванаускайте посетили Киевский литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова. После экскурсии, проведенной ведущим научным сотрудником Светланой Бурмистренко, маэстро написал на афише музея для почетных гостей: «Какой удивительный дом! Какой удивительный мир! Спасибо, что разделили его с нами! Гидон Кремер».
«ПУТИНСКОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВОСТОИТ ВЕСЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР, НО ПУТЬ ПРЕДСТОИТ НЕОБЫЧАЙНО ТРУДНЫЙ И ДОЛГИЙ»
Об одном из величайших композиторов современности — Гие КАНЧЕЛИ — его друг, дирижер Роман Кофман написал в своей новой книге «Хвала работодателям», которая выйдет в издательство «Лаурус» в 2015 году: «...Когда я узнал Гию поближе и понял, что мыслит он парадоксами, а изъясняется афоризмами, каждый из которых достоин быть высеченным на скале, а главное — во время работы над его крупными сочинениями — мне стало ясно, что категория движения мыслится им не всегда стандартно, как непрерывное развитие дробных частиц материала. В опусах Канчели сооружаются и сталкиваются огромные пласты разноплановой, часто противоположной материи, каждый из которых содержит, казалось бы, исчерпывающий набор самодостаточности, но чередование этих гигантских глыб создает особый, необычный, но захватывающий тип движения. Так бывает в небе: висит неподвижно громадная группа тяжелых облаков, не обнаруживая никаких признаков движения; глянешь вверх через полчаса — они уже на другом краю небосвода. Таков Канчели. Его музыка гипнотизирует и публику, и исполнителей».
РОМАНА КОФМАНА И ГИЮ КАНЧЕЛИ (НА ФОТО — СПРАВА) СВЯЗЫВАЕТ ПОЛУВЕКОВАЯ ДРУЖБА
— Гия Александрович, премьера вашего сочинения проходит во время драматических событий в нашей стране. Как вы их прокомментируете?
— Я все это время очень переживаю и мысленно нахожусь с вами. Судьба Украины напоминает мне судьбу Грузии, осуществляется та же российская программа — «Разделяй и властвуй!». Когда в Грузии надо было изгнать из Абхазии двести с лишним тысяч грузин, нашлись люди, которые оказывали этому содействие. С помощью таких людей, которые горюют по утрате Советского Союза, этот план успешно осуществляется. И вот наша земля с древними грузинскими церквями XIV-XVI веков сегодня становится таким же сателлитом России, в какой Кремль хочет превратить Донецкую и Луганскую области.
Есть известное изречение маркиза де Кюстина: «Коленопреклоненный раб грезит о мировом господстве». Эта фраза выражает мое отношение к происходящему. Путинской агрессии противостоит весь цивилизованный мир, но путь предстоит необычайно трудный и долгий. И эта величайшая трагедия, которая происходит в вашей стране, мне кажется, в будущем принесет положительные плоды, как ни парадоксально это звучит. Действия «коленопреклоненного раба» помогут Украине обрести единство и стать европейским государством.
Недавно, на Международном фестивале «Контрасты» во Львове состоялся мой авторский концерт, который я посвятил людям, погибшим за независимость Украины: попросил ведущую объявить об этом со сцены. Исполнение «Ангелов печали» в Киеве посвящено трагическим событиям в Украине — с состраданием и огромным сожалением о тех, кто ушел из жизни в этой войне. И, между прочим, с сочувствием к тем, кто ослеплен лживой российской пропагандой, потому что их можно пожалеть, мне кажется — это заблудшие люди. 13 ноября скончался Каха Бендукидзе, с которым мы встречались всего два раза. Но я всегда ощущал, что это был очень светлый человек с ярко выраженной индивидуальностью, и мне бы хотелось посвятить исполнение в Киеве и его памяти...
— Вы писали «Ангелы печали» специально для хора «Щедрик»?
— Да, нас связывает полувековая дружба с Романом Кофманом и с его супругой Ириной Саблиной, которая руководила этим хором, а сейчас руководит их дочь Марианна Саблина. Я знал, для кого пишу, знал, что первое исполнение в Берлине будет с «Кремератой Балтика», что это будет воплощение идеи, которая пришла к неповторимому скрипачу Гидону Кремеру. И когда в Берлине я присутствовал на премьере, был поражен красотой звучания. С какой героической самоотдачей эти маленькие дети пели мою очень грустную музыку! Думаю, что именно сейчас, в Киеве, исполнение наполнено особым смыслом...
— В 2009 году в Киеве состоялась премьера вашего сочинения «Убаюкивание Солнца» — хор «Щедрик» исполнил колыбельную, в которой слово «Солнце» было спето на 27 языках! А на каких языках звучат «Ангелы печали»?
— Хор поет тексты на шумерском, английском, грузинском языках. И «Колыбельную» на украинском языке, которую написал по моей просьбе Роман Кофман.
— Когда мы вновь увидим вас в Киеве?
— Весной следующего года (6 мая) состоится мой авторский концерт в Национальной филармонии, которую я очень люблю. В исполнении хора «Киев» и Киевского квартета саксофонистов прозвучит сочинение «Амао Оми» — «Война бессмысленна» — это название стихотворения Важи Пшавелы, гениального грузинского поэта. А Киевский камерный оркестр исполнит «Ночные молитвы» для саксофона-сопрано и струнного оркестра. Дирижировать будет, к моей радости, Роман Кофман.
Выпуск газеты №:
№221, (2014)Section
Культура