Перейти к основному содержанию

Поздравляем, маэстро!

13 июля Мирослав Скорик будет праздновать день рождения
12 июля, 19:45
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Мирослав Михайлович ни в каких рекомендациях не нуждается. Поколение 1960-х знает его популярные эстрадные песни («Намалюй мені ніч» и «Ти забудь ці слова» на слова Николая Петренко, «Не топчіть конвалій» на стихи Ростислава Братуня, «Аеліта», «Принесіть мені маків» на слова Богдана Стельмаха), которые были первыми ростками лучших образцов нового эстрадного направления (именно он был одним из пионеров и основоположников национальной эстрады).

Творчество композитора невероятно разнообразно: опера, балет, «Реквієм», концерты, произведения для оркестра, ансамблей, музыка к более чем сорока фильмам, в том числе легендарные «Тени забытых предков» режиссера Сергея Параджанова, снятые по повести Михаила Коцюбинского. Скорик много написал мелодий к театральным спектаклям, в его активе есть джазовая и популярная музыка. Произведения маэстро регулярно исполняются в Украине, Германии, Франции, Австрии, Голландии, Болгарии, Чехии, Словакии, Польши, Великобритании, США, Канаде и Австралии. Часто Мирослав Михайлович выступает как дирижер и пианист, исполняя собственные шедевры. Имеет много почетных наград и наград. А его «Мелодія» стала настоящим инструментальным шлягером. Для музыкального мира маэстро является живым и классиком украинской музыки, композитором универсального дарования. Несмотря на очень напряженный жизненный ритм, Мирослав Михайлович продолжает активные творческие поиски.

«НАМАЛЮЙ МЕНІ НІЧ»

Николай Петренко свое стихотворение написал в 1962 году и дал его композитору Мирославу Скорику. Тот довольно быстро создал музыку. «Сейчас точно и сам не знаю, сколько на самом деле существует уже мелодических вариантов песни «Намалюй мені ніч». По крайней мере о пяти знаю точно, — отмечает Николай ПЕТРЕНКО. — Стихотворение я посвятил художнице Гере Левицкой, которая написала мой удачный портрет в мастерской скульптора Теодозии Брыж. Все мы тогда были молоды, хотели гореть и творить. Все случилось перед какой-то вечеринкой. Фана (так звали Теодозию) еще лепила что-то, Генриетта рисовала, а я грустил, нечем было заняться. Фана тогда бросила мне: «Чего снуешь без дела? Лучше напиши мне и Гере стихотворение». И я действительно написал тогда два стихотворения, одно из которых впоследствии было положено на музыку. Сейчас в бывшей мастерской, на улице Мартовича, 5 во Львове, где все писалось, лепились, рождалось, находится мемориальный музей скульптора Теодозии Брыж.

У Мирослава Скорика был свой собственный ансамбль «Веселі скрипки» в консерватории, который был первым исполнителем. Впоследствии оказалось, что мы вместе этой песней основали новое направление украинской эстрадной песни. Конечно, это успех и это большое счастье, что именно так оно и было. «Веселі скрипки» выступали на сценах не только Львова, они были постоянными участниками гала-концертов в Киеве и Москве в Кремле. Выступали с известными солистами: Дмитрием Гнатюком, Анатолием Мокренко, Людмилой Божко, Борисом Жайворонком. Радио и телевидение часто транслировали песни Мирослава Скорика, которые исполняли «Веселі скрипки». А вершиной популярности можно считать участие песни «Намалюй мені ніч» в самой престижной тогда телепередаче Советского Союза — «Голубом огоньке».

В 1970-х ярко зажглась звезда Сони Ротару, она вернулась к нашей с Мирославом Скориком песне. Наверное, нуждалась в этом. В ее варианте с живым оркестром «Намалюй мені ніч» является лучшим из записанного когда-либо. Звучит она и в музыкальном фильме «Червона рута», снятом в 1971 году в Яремче».

«НЕ ТОПЧІТЬ КОНВАЛІЙ»

«В конце 1950-х годов у нас появились новые музыкальные течения с Запада, запрещенные здесь раньше. Мы, студенты и молодежь, воспринимали это с большим интересом. С тех пор увлекаюсь джазом, — признается Мирослав СКОРИК. — В начале 1960-х после обучения в аспирантуре в Москве я приехал на работу во Львов. Тогда все увлекались джазом, который был до второй половины

1950-х запрещен. А здесь его только что разрешили! Я также был покорен теми ритмами. У меня даже был тогда во Львове небольшой ансамбль под названием «Веселі скрипки», для которого писал песни. Этот ансамбль исполнял различные популярные мелодии, а также джазовые произведения. Я тогда написал много песен, включая такие шлягеры, как «Намалюй мені ніч», первый украинский твист «Не топчіть конвалій» — эти песни пели, под них танцевали — они были очень популярны. Потом я отошел от этого. Но тогда моей задачей было — осовременить тогдашнюю украинскую эстраду, вывести ее из некоего чисто народного, селянского лона и сделать, так сказать, интеллигентнее. К сожалению, до конца мне это не удалось ... ».

«ТИ ЗАБУДЬ ЦІ СЛОВА»

«Ти забудь ці слова» была написана в конце 1970-х. Она относится ко второй волне сотворчества поэта и композитора.

«Я дал Мирославу несколько своих стихов, он, правда, тогда с головой погрузился в классическую музыку, но иногда у него было еще вдохновение писать и эстрадную, — говорит поэт Николай Петренко. — И удалась прекрасная песня, которую услышал с невероятно милого голоса Лилии Сандулесы. Она и стала первой исполнительницей. Что же касается самого стихотворения — ничего особенного. Сидел, вспоминал свою юность. Жизнь меня бросала неоднократно в разные места. На этом пути было много разного. Влюблялся не раз, это свойственно творческой натуре. Можно сказать, что стихотворение приурочено одной из моих влюбленностей, которая любовью не стала. Не суждено было ... нас ждали разные судьбы, расходились жизненные пути. Мы оба это понимали, поэтому сумели сохранить светлое воспоминание на всю жизнь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать