Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Программы по поддержке украинской книги существуют лишь на бумаге»

Александр Афонин — о солидарности издателей, Библиотеке «Дня» и «смертельной инъекции» для отечественного книгопроизводства
25 декабря, 17:32

Недавно ЧАО «Украинская пресс-группа» (издатель газеты «День») была принята в состав Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей. По этому случаю «День» решил расспросить у президента этой организации Александра Афонина о ее истории, функциях, а также о первоочередных задачах, которые ставят перед собой украинские книгоиздатели.

— Александр Васильевич, с какой целью была создана Ассоциация?

— УАИК существует уже 20 лет. 80—90% всех действующих сегодня законов, указов и постановлений, которые предоставляют определенные преференции издателям и защищают их права, являются результатом работы Ассоциации. Сегодня в ней — 126 членов (всего в Украине реально действуют около 1700 издательств), но именно им принадлежат 37% ежегодных изданий по названиям и 63% по тиражам. Именно члены Ассоциации своими взносами и финансируют ее деятельность — ни бюджетных, ни грантовых дотаций у нас нет, что позволяет сохранять независимость и возможность разговаривать с властью тем языком, каким мы считаем нужным. Кстати,  наработками УАИК пользуются все субъекты издательского дела в Украине, независимо от того, являются ли они ее членами, или нет. А штат УАИК — только два человека. Это    — я и моя заместительница-помощник. Часто люди звонят и спрашивают, как связаться с департаментом аналитики или юридического отдела... У нас это вызывает лишь смех. Хотя такая численность членов Ассоциации является наглядным свидетельством состояния развития гражданского общества в нашей стране. В европейских странах членами общественных объединений издателей являются 80—90% действующих издательств. У нас же это только 7,4%. Если бы уровень общественного сознания наших коллег был больше «европейский», то, может, можно было говорить и о работе департаментов Ассоциации. Да и вопрос создания собственной книготорговой сети был бы уже снят с повестки дня. Однако есть то, что есть. Несмотря на все, между прочим, всю статистику и аналитику продаж, рынка (за исключением статистики печати), которыми сегодня пользуются все эксперты и медиа, делает именно наша Ассоциация. В состав Правления входят 16 руководителей издательств, но у каждого из них  напряженный график, поэтому Правление собирается раз в месяц, а все другие документы и информацию о проектах мы посылаем членам Ассоциации по почте. В ответ получаем предложения и замечания, приводим их к общему знаменателю и посылаем созданные на их основе документы соответствующим органам власти. Параллельно УАИК организует общественное обсуждение этих идей. Именно благодаря общественному резонансу нам удается ллобировать наши законодательные и нормативные проекты, защищать членов Ассоциации в органах государственной власти в случае незаконных действий против них. Так, в свое время удалось защитить государственное издательство «Дніпро» от «янычар» Черновецкого, которые уже сняли двери и начали выгонять людей. Просто на месте событий был написан проект постановления, который позже Верховная Рада приняла в качестве закона, — он запрещает выгонять из коммунальных и государственных площадей издательства, редакции газет и журналов и тому подобное.

— Какие преимущества получает издательство от членства в УАИК?

— О каких-то особых преференциях говорить не приходится. Считаю, что прежде всего это — вклад в развитие гражданского общества в Украине.  Но кроме этого, Ассоциация регулярно информирует своих членов обо всех изменениях в законодательной базе, которые регламентируют издательскую деятельность, готовит соответствующие комментарии, как пользоваться теми или иными законодательными нормами, проводит учебные семинары по самым актуальным вопросам деятельности издательского сектора, дает консультации по конкретным вопросам членам Ассоциации, которые обращаются к ней, и выступает защитником в случае необъективной оценки работы издательств теми или иными органами государственной власти и управления. Ассоциация является соорганизатором большинства форумов и книжных выставок, которые предоставляют членам УАИК скидку на плату за участие в размере от 10 до 30%. Кстати, в некоторых странах предусмотрены специальные льготы членам подобных организаций. Например, в Иране государство компенсирует им 50% расходов на материалы и полиграфическое выполнение изданий! А в США  объединение издателей как институт гражданского общества получает ежегодную значительную безвозвратную финансовую помощь, хотя вмешиваться в деятельность Ассоциации государство права не имеет. В Украине общественные организации существуют в совсем других условиях.

— Вы являетесь одним из экспертов программы «Украинская книга», по которой на государственные средства издаются книги для украинских библиотек. Что ожидает ее в следующем году?

— Программа «Украинская книга» переживает сегодня трудные времена. В 2013 году деньги на нее от государства не поступили. Издатели, издания которых были отобраны экспертной комиссией, оказались заложниками финансовой ситуации в стране. Потратив остатки своих ресурсов, отдав книги, они остались без денег. Надежд на то, что они будут получены, нет. Задолженность государства перед издателями составляет 24,5 миллиона гривен. По непроверенной информации в бюджет в следующем году на программу «Украинская книга» заложено только около 17—18 миллионов. Таким образом этот проект при нынешнем финансовом состоянии государства не столько помогает библиотекам, сколько превращает в банкротов издателей — потратив на него свои оборотные средства, они не получают возмещения.

— У других государственных программ дела не лучше?

— Нынешний год — богат  документами, но, к сожалению, они не получили реализации. В июне Президент издал указ «О некоторых мероприятиях по государственной поддержке книгоиздательского дела и популяризации чтения в Украине». Позже Кабинетом Министров Украины был утвержден план его выполнения, который обязывал областные администрации разработать собственные программы возрождения книжной торговли, популяризации чтения в СМИ и образовательных мероприятиях и тому подобное. Но реально ничего из этого не было сделано. Кроме того, после трехлетней борьбы в апреле правительство таки одобрило Концепцию Государственной целевой национально-культурной программы популяризации отечественной издательской продукции и чтения на 2014—2018 годы. На основании этой Концепции был разработан целый комплекс мероприятий в поддержку украинской книги, в частности относительно создания специального института, который бы финансировал переводы книг украинских авторов на европейские языки и т.д. До конца этого года программа должна была быть утверждена, но этого до сих пор не произошло. Более того, наработки УАИК и Госкомтелерадио в Кабмине были грубо «порезаны». Какой вид будет иметь эта программа, сегодня сказать сложно. Убежден, если бы государство наполнило жизнью и финансовыми ресурсами уже имеющиеся документы, они бы дали существенный эффект.

Запланированное продление налоговых льгот для субъектов издательского дела до 2019 года должно быть принято не позже июня следующего года. Иначе в 2015-м эта программа уже работать не будет, а это станет «смертельной инъекцией» для издательской отрасли. К сожалению, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли Украины тормозят принятие необходимых решений.

— Сегодня книготорговый рынок Украины в значительной мере монополизирован российскими компаниями, которые неохотно предоставляют свои площади для украинских изданий. Знаю, что украинские издатели в свое время решили создать независимую сеть книжных магазинов, чтобы оказывать сопротивление монополистам и иметь возможность продавать книги с минимальными наценками. На каком этапе находится ныне этот проект?

—Это очень сложная тема. Сначала мы попробовали делать все сугубо на общественных началах, но система начала давать сбои. Тогда я решил поинтересоваться опытом хорватов, которые первыми реализовали подобный проект. К сожалению, они подтвердили мои страхи — когда нет единого центра и конкретных финансов, такая сеть долго не выдержит — у них она развалилась через год. В результате все ее участники имели большие претензии друг к другу. Сейчас мы рассматриваем некоторые альтернативные варианты.  В частности, начали переговоры с книготорговой сетью «Логос Транс» (ЭКСМО) о расширении сотрудничества с украинскими издателями и увеличении присутствия их изданий на полках сети. В ближайшее время планируем обсудить создание в Киеве «Книжной Биржи» по голандскому образцу. Это будет оптово-розничный склад, у которого будет огромная площадь. Все украинские издатели, независимо от объемов производства, будут иметь возможность держать и реализовывать там свою продукцию. Книжная биржа может стать чем-то наподобие «Укркниги», которая функционировала когда-то в Украине, но будет работать она на частных, а не государственных принципах.

— В завершение не могу не спросить, знакомы ли вы с издательскими проектами газеты «День» и как оцениваете профессиональный уровень их реализации?

— Я всегда с удовольствием читаю книги  Библиотеки «Дня». По моему убеждению, если бы все периодические издания искали свою нишу и печатали книги, это бы очень содействовало развитию издательской сферы в Украине. Считаю, что работа, которую проводит газета «День» в направлении воспитания патриотизма и возрождения правдивой, невымышленной истории нашей страны — это очень важное и нужное дело! Качество книг Библиотеки «Дня» соответствует лучшим стандартам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать