Перейти к основному содержанию

Против духовного плебейства

Заньковчане показали в Киеве две новинки из своей афиши
21 ноября, 12:54
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «МАРИЯ ЗАНЬКОВЕЦКАЯ» / ФОТО ТАРАСА ВАЛЬКО

Киевляне трогательно любят заньковчан – оба вечера зал Театра им. И. Франко был полон, а после каждого спектакля актеров долго не отпускали со сцены.

Первой львовяне показали «Марию Заньковецкую», поставленную Федором Стригуном к 100-летнему юбилею Национального театра. Это как бы ремейк пьесы И. Рябокляча, по которой в 1972 году Алексей Рипко создал легендарный спектакль, шедший с неизменным успехом более 20 лет. Он казался невероятно по тем временам смелым и был определенным образцом сценического аристократизма. Лариса Кадырова играла тогда Заньковецкую, Федор Стригун – Садовского. Спектакль остался легендой.   А вот пьеса, как теперь очевидно, морально устарела, ее не спасает редактирование, а дидактичность слишком бросается в глаза. Прекрасная актриса Альбина Сотникова в роли Марии обречена произносить лозунги о служении родному народу – и другого выбора драматург ей не оставляет. Конечно, в таких случаях говорят, что «королеву играет свита», и здесь эта формула вполне себя оправдывает. В спектакле целый ряд интересных актерских работ, иногда совсем маленьких, но совершенных. Скажем, Юрий Чеков играет небольшую роль Погожина – и в этой роли каким-то невероятным образом оживает сдержанный аристократизм еще той постановки Рипко. А вот еще несколько искусных эпизодов: Максим Максименко (полицмейстер Житомира), Роман Биль (полицмейстер Киева), Евгений Федорченко (генерал Есипов). Роскошно-гротескный, смешной и страшный одновременно – генерал-губернатор Дрентельн в трактовке Григория Шумейко. Изумительная Наталья Полищук в роли Агаты Боярской – здесь парадоксально отражается сама Заньковецкая, словно ее вторая ипостась, всовсем не ангельськая и по-человечески драматично понятная. Вспомним и еще несколько ярких женских ролей: Вера Гавриловна (в исполнении Таисии Литвиненко), Горпина Захаровна (в исполнении Валентины Щербань). И не забудем еще несколько хорошо изображеннях сильных мужских характеров: Орест Гарда в роли Марка Кропивницкого, Андрей Сницарчук в роли Сергея Хлыстова и сам Федор Стригун в образе старого Адасовского.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПЕРЕД ЗАКАТОМ СОЛНЦА» / ФОТО ТАРАСА ВАЛЬКО

На следующий вечер мы увидели драму Г. Гауптмана «Перед закатом солнца» в постановке Аллы Бабенко. После спектакля в зале пришлось услышать такое: мол, если «Мария Заньковецкая» – спектакль без героя, то «Перед закатом солнца» – это герой без спектакля. Лихо сказано, хотя здесь необходимо уточнение. Действительно, величайший артист Богдан Козак настолько обстоятельно вылепливал роль Маттиуса Кляузена, что большинство других персонажей рядом из Маттиасом кажутся лишь пунктирно обозначенными. Большинство – но таки не все! Безукоризненны Борис Мирус (доктор Вуттке), Юрий Брилинский (пастор Иммос), Максим Максименко (Штайниц), Роман Биль (Винтер). Впрочем, все это персонажи эпизодические. Однако под стать Маттиасу Кляузену есть еще один персонаж, почти равный ему, – Гайгер. Григорий Шумейко играет его с таким счастливым артистическим восторгом, что роли Кляузена и Гайгера можно, без преувеличения, назвать двойным актерским бенефисом Богдана Козака и Григория Шумейко.

Спектакль «Перед закатом солнца» звучит очень современно, потому что речь идет здесь о сопротивлении аристократической культуры прагматичному плебейству. А впрочем, разве «Мария Заньковецкая» – не о том же?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать