Провокационный и гуманный
Дмитрий Весельский — самый молодой театральный руководитель столицы![](/sites/default/files/main/articles/27012017/17veselskiy.jpg)
Украинский малый драматический театр (Киев) только что получил нового руководителя. После конкурса директором-художественным руководителем театра был избран режиссер Дмитрий Весельский.
Он родился в Ривном. Закончил Киевский университет театра, кино, телевидения им. И. Карпенко-Карого (ученик Эдуарда Митницкого и Андрея Билоуса). Поставил несколько интересных спектаклей в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра и в Молодом театре (в частности, «Язычники» Г. Яблонской, «Уступи место» В. Дельмар). Ему — 24. И фактически Дмитрий стал сегодня самым молодым театральным руководителем в Киеве.
Малый драматический — не самый «медийный» театр столицы. К тому же долгое время этот театр жил-работал без собственного здания. Лишь недавно получил помещение на улице Олеся Гончара. И оно еще нуждается в переоборудовании под театральное пространство. Откуда ожидать помощи — ведь в театре денег нет и, говорят, есть долги — с этого и начался наш разговор.
— Знаете, театр может рождаться и на коврике, — считает Д. Весельский. — Обязательны здесь — лишь актер и зритель. А у нас появилось целое помещение! Теплое, уютное. К тому же еще и в центре города.
Итак, пытаюсь не терять оптимизма по поводу переоборудования этого нового театрального дома. Хотя действительно, необходимы значительные средства. Как минимум для того, чтобы обеспечить безопасность и комфорт пребывания зрителей в зале. Не говоря уже о техническом оборудовании... Есть надежда на частичную государственную помощь. Так как самое главное для нас сейчас — открыться в новом пространстве, запустить творческий процесс.
И в ближайшее время запланированы такие премьеры, которые органично впишутся в новое пространство. В том виде, каким он сейчас есть. Конечно, придется сезон-другий обойтись без 3D-голограмм и автоматизированной «сцены-трансформера»... Но, убежден, все будет хорошо.
— Этот театр создала Валентина Кимберская. Какая судьба ожидает штатных актеров, его первые спектакли? Кого из новых актеров и режиссеров хотели бы пригласить работать?
— Театру нужен новый рывок. Необходима контрастная смена достаточно «тихого» режима работы, в котором театр работал последние годы, на полноценный репертуарный. Верю в творческий потенциал коллектива.
ОДНА ИЗ САМЫХ РЕЗОНАНСНЫХ ПРЕМЬЕР СЕЗОНА В МОЛОДОМ ТЕАТРЕ — СПЕКТАКЛЬ «УСТУПИ МЕСТО» (ПОСТАНОВКА Д. ВЕСЕЛЬСКОГО). РОЛИ СУПРУГОВ КУПЕРОВ СЫГРАЛИ ВЕДУЩИЕ АКТЕРЫ — ЯРОСЛАВ ГАВРИЛЮК И ТАТЬЯНА СТЕБЛОВСКАЯ / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН
Спектакли, которые сейчас есть в репертуаре, необходимо проанализировать и понять: есть ли возможность играть их в новом пространстве? При необходимости провести адаптационные (репетиционные) работы. Постановки, которые привлекают зрителей, в репертуаре останутся. Но, конечно, и новые люди театру — необходимы. Будем сотрудничать с молодыми режиссерами. Будем приглашать молодых актеров и опытных коллег из других театров города. Конкретные имена пока не буду называть, но уже веду переговоры с артистами и режиссерами Киева.
— Дмитрий, как относитесь к нынешним конкурсам на руководящие должности в театрах. Ведь и вы добились успеха не сразу, а лишь со второй попытки. В чем преимущества таких конкурсов, а в чем их недостатки?
— Конкурсные принципы — это новая форма. И, безусловно, она еще нуждается в усовершенствовании. Ведь комиссии в очень короткий срок должны принять серьезное для определенного заведения культуры решение. А сами участники такого конкурса за считанные минуты должны не только убедить в том, что имеют достойную программу, что способны ее успешно реализовать. Это сложно еще и потому, что иногда (так было в моем случае) некоторые члены комиссии вообще не знакомы ни с конкурсантами, ни с их творчеством. Как тогда отдать свой голос и как доверить руководство театра человеку, с которым знаком 20 минут?
Думаю, было бы уместно, чтобы такие конкурсы в будущем, то есть защита программ претендентов, предусматривали обязательную часть детального предварительного ознакомления комиссии с претендентами, с их творчеством. А вообще, каждый конкурс — шаг к демократизации и прозрачности.
— Ожидаемый вопрос о вашей программе на посту руководителя Малого драматического театра. Как ее воспринял Департамент культуры?
— Я принимал участие в конкурсе не только ради того, чтобы возглавить театр, а предусматривал конкретно — Украинский малый драматический. Мне импонируют принципы, на которых этот театр создан. И то, что он «малый», и то, что «драматический». И то, что украинский, конечно.
Предложил стратегию, которая имеет целью вывести театр на новый уровень.
И пытался отталкиваться от конкретных, откровенно не простых условий, в которых театр и находится сейчас. Учитывать финансовые трудности, неготовность помещения. Репертуарные проблемы...
— Молодой театр, где вы недавно поставили спектакль «Уступи место», многими воспринимается как театр актуальных звезд. Есть ли намерение впоследствии сделать «звездную» труппу на основе Малого драматического театра?
— Конечно, хочется, чтобы актеры были успешными, известными. Пусть становятся звездами! Театр от этого только выиграет.
— Повлияли ли учителя — Э. Митницкий и А. Билоус — на ваше решение возглавить киевский театр? Какие ваши ближайшие работы в Молодом и на Левом берегу?
— Конечно, они очень повлияли. И безгранично благодарен им за поддержку, веру. Во время подготовки к конкурсу, консультировался с мастерами. Мне, действительно, посчастливилось быть учеником таких выдающихся режиссеров. И надеюсь, Эдуард Маркович и Андрей Федорович и в дальнейшем будут делиться творческим опытом. А им есть чем поделиться. Вообще, очень хочется дружить театрами.
Не уверен, что в ближайшее время буду иметь возможность сделать постановку в другом театре, кроме Малого. Потому что здесь — непочатый край работы, которая требует постоянного присутствия.
— Какими правилами, заповедями, в первую очередь, руководствуетесь, входя в новый для себя театральный дом?
— Театр должен быть нужным, полезным, в хорошем смысле — провокационным, в то же время — гуманным. Театр должен быть важной составляющей в жизни и художника, и зрителя. Особенно сегодня! Когда театр — это не просто способ более-менее приятно провести два часа после работы, а это еще и возможность находить ответы на те сложные вопросы, которые перед нами постоянно ставит жизнь.
Выпуск газеты №:
№13-14, (2017)Section
Культура