Перейти к основному содержанию

Психологически-эмоциональный «трансформер»

В театре «Сузір’я» появился... «Нездешний»
17 февраля, 10:59
ГЛАВНЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ «НЕЗДЕШНИЙ» СЫГРАЛИ СЕРГЕЙ ДЕТЮК, МИХАИЛ КУКУЮК И КСЕНИЯ БАША-ДОВЖЕНКО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Новая работа режиссера Екатерины Степанковой не оставит равнодушными зрителей, потому что она поднимает  очень болезненную для нас сегодня тему — возвращение бойцов после войны. И хотя события пьесы немецкого писателя Карла Витлингера «Знаете ли вы «Млечный путь»  происходят более  ста лет  назад — после Первой мировой войны, но благодаря психологически эмоциональной постановке получился откровенный разговор о сегодняшнем дне и о том, как непросто бойцам, которые прошли горнило боевых действий и  плена, адаптироваться к мирной жизни и почему бывает так, что героев дома  не ждут родные...

Сценография Тараса Ткаченко скупа и многофункциональна (огромные кубы быстро трансформируются в кабинет врача психологической больницы, стойку бара,  церковный алтарь, кровать в гостиницы, офис магистратуры, даже каскадерский трек «Петля смерти»)...

«Нездешний» — это спетакль в спектакле. Главный герой (Михаил Кукуюк) — пациент психиатрической больницы, после аварии долгое время называл себя «Человеком со звезды», написал пьесу и просит врача Штоля (Сергей Детюк) и медицинскую сестру Эмму Фишер (Ксения Баша-Довженко) посодействовать ее постановке. И начинается исповедь о том, почему мужчина оказался на обочине жизни и стал  никому не нужным... Когда человека ошибочно отправляют в психиатрическую больницу — что он должен сделать, чтобы спасти себя? Нездешний  не только добивается постановки, но и  сыграет в спектакле вместе с теми, кто засадил его в «психушку», чтобы доказать, кто из них сумасшедший... Как герою возвращаться в мир, где нельзя услышать ни слова правды? Где играют судьбами людей?  И как вернуться опять в это дьявольское колесо, где ты все равно не сможешь быть человеком? Почему герой решает, что все же лучше ему  остаться в... сумасшедшем доме?

По словам Е. Степанковой, идею поставить пьесу Карла Витлингера «Знаете ли вы «Млечный путь» ей подсказала Валентина Зимняя, экс-актриса Черновицкого театра им. О. Кобылянской (сейчас профессор кафедры Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого), которая играла все женские роли в спектакле «Человек со звезды», который режиссер Юрий Величко  поставил в 1965 году.

 «Я начала искать пьесу. В Черновцах текст где-то потерялся. Искала почти год, — рассказала «Дню» Екатерина СТЕПАНКОВА. —  Нашла  пьесу в русском  варианте в Вильнюсе  в  Русском драматическом театре Литвы. Когда  начала читать это произведение, то вспомнила, что в детстве видела телеверсию спектакля «Ленкома» в постановке Алексея Баталова. Она называлась «Лучше останься мертвым... (Человек со звезды)». Я искала такую пьесу, которая бы была созвучна нашему времени, — куда и к кому приходят ребята, которые прошли горнило боев... По жанру это трагикомедия. Ставила «Нездешнего» специально на Михаила Кукуюка (ведущий актер Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. — Т.П.) и поставила  ему задачу сыграть негероического героя. И он это сделал мастерски! Характерная природа Михаила — мягкость, мужество  и обаяние  позволяет Кукуюку быть очень органичным в каждом эпизоде, даже слове. Этот актер выстраивает образ убедительно и ему веришь.

Хочу поблагодарить Ирине Горшковой (художник по костюмам), которая начала наше действо костюмами 1914 года, а в финале герой выходит в современной одежде...

Целый калейдоскоп образов создала Ксения Баша-Довженко (талантливая актриса Национального театра им. И. Франко). Она меня потрясла, когда я ее увидела  в ролях Бабушки и Девушки  в спектакле Дмитрия Богомазова Morituri te salutant, поставленном  по новеллам Василя Стефаника. То, что  актриса делает на сцене — грандиозно! Ксеня нашла краски и оттенки   и в «Нездешнем»,    создала такие разные персонажи, как медсестра Эмма, бывшая жена Ганса Кифера — Кетхен, старая  служанка Гертруда, проститутка Паулина, синьора Умберто, секретарша и мотоциклистка Мод. Считаю, что  спектакль родился благодаря всей нашей творческой команде, которая работала с воодушевлением, а также всем  актерам (Михаилу Кукуюку, Сергею Детюку,  Ксении Баши-Довженко, котлрые сыграли главных персонажей,  и эпизодические роли:  Богдану Жданову и Ярославу Сложинскому — санитары),  которые рассказали историю о жизни после войны без ретуши. Для меня очень важно, что спектакль тепло восприняли бывшие бойцы АТО...

«Спектакль меня ошеломил, написала в  Facebook Алла МЕГЕЛЬ,  экс-пресс-секретарь ДУК-инфо «Правый сектор». — Он об АТОшном синдроме общества. И все, как в реале, рассказанное красноречивым языком сердца, надорванного войной.  Пьеса о том, как они приходят из шанцев в мир, где нет войны, где их имущество уже давно распродано за долги, землю раздерибанили, а жена вышла замуж за другого. Зато в центре села — памятник! Погибшему герою.

— Что? Он жив? Ничего не знаем.

И тихонько:

— А давай, ты будешь мертвый. Тебе же лучше!

И они ищут себе место в мире, где нет войны.

Находят?

Идите посмотрите!

«Нездешний» Екатерины Степанковой и ее творческой команды   — это спектакль о силе духа. И хотя после него щемит сердце, но он заставляет посмотреть на мир вокруг себя  и задуматься, правильно ли ты живешь.

Следующие показы состоятся  в театральной  мастерской «Сузір’я» 1 и 17 марта.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать