Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пуанты и... бизнес

Внук выдающегося академика Николая Гришко, известный во всем мире производитель балетной обуви, за свои успехи в бизнесе благодарит «замечательные украинские гены»
25 апреля, 12:01
Фото автора

Сегодня имя Николая Гришко известно во многих странах мира. Он прошел путь от дипломата (в 1970-е работал в Посольстве СССР в Лаосе), затем преподавал в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова и в Институте повышения квалификации для руководящих работников легкой и текстильной промышленности. Николай Юрьевич никогда не забывал о своей родословной (он — потомок рода знаменитого генетика — селекционера, академика Николая Николаевича Гришко), вобрав лучшие черты своего деда, одну из главных, — поставив цель, он всегда ее добивается. Более 20 лет является президентом фирмы Grishko, которая занимается танцевальной и балетной обувью, а также одеждой для сцены. Танцоры и балерины ведущих театров России, Софии, Праги, Киева и других городов являются заказчиками Гришко (так как профессиональной балерине на месяц нужно минимум шесть — семь пар пуантов). Ныне Николай Юрьевич вице-президент и академик Международной академии театра, соучредитель Хореографической ассоциации, вице-президент регионального Благотворительного общественного фонда содействия театру и телевидению имени Смоктуновского.

— Николай Юрьевич, вы родились в роддоме, недалеко от Киевского оперного театра, но в одном из интервью признались, что родителям не удалось привить вам любовь к балету, хотя сегодня в вашем офисе можно увидеть многих знаменитых танцовщиков...

— Я родился в роддоме напротив Владимирского собора. Рос в квартирах дедушек по отцу и матери на улице Л. Толстого в домах 11 и 15. В детстве особой любви к балету не испытывал, потому что на спектакли родители меня начали водить слишком рано. Я же уверен, что к балету детей следует приобщать в возрасте семь — восемь лет, но не раньше, и то посещать вначале сказки и детские постановки. Как правило, мальчики-подростки предпочитают погонять мяч, а оценить все тонкости балета не могут. А вот позже, когда я познакомился со своей будущей женой Тамарой, к танцу, а затем и к балету стал относиться очень внимательно. Она работала на эстраде, была одной из лучших степисток в бывшем СССР. И уже после того, как я досконально разобрался в тонкостях танца, пришла и любовь к балету.

— Гришко в Киеве — в научном и артистическом мире — фамилия довольно популярная. Но не многие знают, что вас с академиком Н. Н. Гришко связывают родственные узы. В Ботаническом саду, который носит имя вашего дедушки, часто бываете? Нет ли там каких-нибудь символических растений или цветов, связанных с миром танца?

— Конечно, я горжусь тем, что академик Николай Николаевич Гришко — мой дедушка, в честь которого назван Киевский ботанический сад Академии наук. В память о нем я учредил фонд, который ежегодно вручает три денежных премии лучшим молодым дендрологам Украины. Кстати, немногие знают, что Николай Николаевич очень любил музыку, писал стихи, и в нашем доме часто гостили поэты и музыканты. С детства помню чарующий баритон замечательного певца Михаила Гришко, заставлявшего «трепетать» нашу хрустальную люстру в гостиной. К сожалению, в Ботаническом саду я бываю не часто, поскольку поездки в мой любимый Киев довольно редки. Ботсад был любимым детищем Николая Николаевича, там были организованы отделения биологии, экологии, селекции, физиологии и биохимии. Дед проделал титанический труд для создания экспозиционных участков Ботанического сада и его капитального строительства. Благодаря личному участию Николая Николаевича было завезено более 800 видов роз, сирени, разных оранжерейных растений из Германии. Напомню, Ботанический сад открыли в апреле 1964-го, но, к сожалению, Николай Николаевич не дожил до этого дня. Он умер 4 января 1964 года.

— Ваш офис за счет фотографий и портретов артистов, эскизов театральных костюмов больше похож на кабинет главного балетмейстера...

— Действительно, и в моем кабинете, и в приемной свободного места нет. Для того, чтобы повесить что-то новое, приходится снимать, отрывая от души, реликвии прошлых лет. Поскольку к нам в офис Grishko приходит много гостей, то у нас есть специальный служащий, который совмещает работу в фирме и выступает как экскурсовод. Нам есть что показать, например дорогая память — письмо великого украинского певца Ивана Козловского с выведенными им нотами и словами «Многая лета Вам на земле...».

Легендарный тенор благодарит за два прекрасных стихаря, которые мы сшили в рекордный срок для школы в его родной Марьяновке. За знакомство с Козловским на всю жизнь я благодарен блестящей балерине Ольге Васильевне Лепешинской. На ее дне рождения собралась маленькая компания — Иван Семенович Козловский, знаменитый скульптор Лев Кербель, Анастас Микоян и мы с женой. Вспоминаю ту встречу как настоящий пир утонченной духовности и интеллекта! Дорогой экспонат для меня — «Золотая маска», полученная за поддержку театрального искусства.

С ней соперничает медаль имени Вацлава Нижинского с грамотой, подписанной тремя варшавскими и одним парижским комитетами, которые хранят великое наследие знаменитого танцовщика. Памятен для меня «Рыцарь балета» — за поддержку хореографического искусства. Рядом можно увидеть призы за помощь в развитии cтеп-движения, спортивного танца, художественной гимнастики... Думаю, что вскоре сможем открыть музей нашей «боевой славы».

— В своих выступлениях вы связываете свой успех с природным упорством, свойственным украинцам...

— Успешен ли я? Наверное. Благодарить за это я должен своих родителей, передавших мне замечательные украинские гены. Действительно, «козацькому роду нема переводу»... В первую очередь это касается такой черты, как стремление быть независимым, — не могу терпеть над собой кем-то назначенных начальников. И не менее важная наследственность — это природное, свойственное украинцам упорство в достижении цели. И оно в жизни весьма пригодилось!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать