Перейти к основному содержанию

Пять фантазий

В Киеве завершился двухэтапный Международный конкурс-лаборатория для молодых режиссеров
10 ноября, 09:54
ПАРИЖАНИН ЖЮЛЬ ОДРИ ПРЕДСТАВИЛ ЭСКИЗ НА ФАНТАЗИЮ СОВРЕМЕННОГО ИСПАНСКОГО АВТОРА АНТОНИО АЛАМО «СТРАЖДУЩИЕ» — О ПОСЛЕДНЕМ ВЕЧЕРЕ ЖИЗНИ СТАЛИНА (ЭТУ РОЛЬ СЫГРАЛ ИВАН ШАРАН — НА ФОТО В ЦЕНТРЕ) / ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Определили пять победителей (двое — в области музыкального театра, трое — в области малых драматических форм), и теперь у соорганизаторов — Национальной оперетты и театра «Золотые ворота» — есть время до следующей объявленной лаборатории (она запланирована на осень 2018 г.), чтобы довести до полноценной премьеры и включить в действующий репертуар отобранные эскизы.

Вторая часть проекта — в жанре малых театральных форм — оказалась, так сказать, еще «более лабораторной», чем первая, если под «лабораторностью» подразумевать не столько обучающую, сколько исследовательскую сторону дела: освоение необычных «территорий», тестирование неожиданных сочетаний и тому подобное.

В этот раз состав финалистов оказался интернациональным: из более чем трех десятков заявок было отобрано четыре — режиссеров из Украины, Франции, Азербайджана и России. При этом только одна финалистка — студентка-дипломница КНУКиИ Юлия МОРОЗ из Днепра — чувствует себя в Киеве, как дома, и до этого уже успела презентовать свою учебную работу на кону «Золотых ворот». Другим пришлось испытывать свои силы не только в экстремальном режиме (4 дня репетиций, на 5-й — открытый показ), но и в новой стране.

Так, Ирада ГЕЗАЛОВА из Баку, работая с актерами Оперетты над сугубо драматическим материалом, пыталась к тому же вписать жизнь персонажей гоголевских «Старосветских помещиков» в интерьер выставки крымскотатарского декоративно-прикладного искусства, размещенной в подвале Художественно-концертного центра им. И. Козловского.

Парижанину Жюлю ОДРИ пришлось через переводчика «влюблять» мужской состав театра «Золотые ворота» и примкнувшую к ним Анну Глухенькую (контрабас) в историческую фантазию современного испанского автора Антонио Аламо «Страждущие» о последнем вечере жизни Сталина (посторонний взгляд на советскую историю, которая у нас уже в зубах застряла, — что может быть большим вызовом?).

Наконец, Александр Николаев (Суздалев) из Краснодара (Россия) неожиданно рискнул предложить отечественному зрителю и экспертам также отечественный, но до сих пор по непонятным причинам не введенный в культурно-художественный оборот материал — сказки о нечистой силе Василия Королива-Старого (1879—1943 гг.), украинского писателя, общественного деятеля, одного из основателей Центральной Рады.

Вышло по-разному, но, бесспорно, показательно и репрезентативно.

Юлии Мороз удалось раздразнить публику — и заявлением об исследовании через пьесу «Игры на заднем дворе» Эдны Мазии «культуры изнасилования», и агрессивной подачей остросоциального (и в то же время малокорректного с точки зрения возрастных психологов) материала. Однако трудно спрогнозировать последующую репертуарную судьбу спектакля — в первую очередь, учитывая, что эта же пьеса с 1997 г. идет на кону Национального театра русской драмы им. Леси Украинки и уже стала «обязательной программой» групповых культпоходов киевских старшеклассников...

Александр Николаев, не имея за плечами отечественной театральной школы, все же умудрился продемонстрировать в своей работе набор тех штампов украинской сцены, от которых она героически пытается избавиться в последние десятилетия. В результате перспективный материал предстал на кону сугубо иллюстративно, хотя прячет в себе незаурядный игровой потенциал.

Зато Жюль Одри показал стильный, тонкий и высокоинтеллектуальный эскиз, в котором, в частности, роль Сталина — то ли дьявольского манипулятора, то ли фейкового крученного беса — в исполнении Ивана Шарана имеет все шансы стать в будущем «изюминкой» киевской сцены. А в фантазийной работе «Пульхафония» Ирады Гезаловой, которая успешно овладела всем доступным пространством подвального «лабиринта», Оксана Прасолова и особенно Кирилл Басковский (учитывая повышенную эмоциональную сложность именно его сценической задачи) предстали глубокими драматическими актерами, способными к филигранному партнерству и самым тонким реакциям.

Поэтому ожидаем три камерные премьеры — украинскую, французскую и азербайджанскую — на киевском кону!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать