Перейти к основному содержанию

Пятидесятилетний первоклассник

Наш земляк, талантливый и всегда неожиданный актер театра и кино Сергей Гармаш отметил юбилей. Ему — 50!
03 сентября, 18:33
СЕРГЕЙ ГАРМАШ И ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА В СПЕКТАКЛЕ ТЕАТРА «СОВРЕМЕННИК» «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ «СОВРЕМЕННИК»

— Сергей, за последние годы вы сыграли огромное количество интересных, знаковых для российского кино ролей в фильмах известных режиссеров. «Любовник», «72 метра», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Свои», «12» — лишь некоторые из них. Плюс репертуарный театр — легендарный «Современник». Практически все ваши персонажи существуют на грани человеческих возможностей, на грани слома психики. В этой связи вспоминаю интервью, где вы сказали, что, выходя из театра или заканчивая работу в фильме, тотчас забываете о своих героях. Неужели пережитое на сцене или в кадре ничего не оставляет в душе? А как же тогда другой постулат, что «все роли — как дети»?

— Действительно, я не раз декларировал, мол, переступая порог служебного входа театра, забываю, что — артист. Но знаете, для кого забываю? Для вас — зрителей, для близких, для друзей. Для себя же — помню всегда! В машине, в поезде, в самолете — постоянно думаю о роли, которую в данный момент репетирую.

— Чтобы не стать Актер Актерычем?

— Не совсем так. Это было бы банально. Просто-напросто, лицедействуя, мы так часто надеваем чужие галстуки и пиджаки, что, если будем рядиться в них и в реальной жизни, очень быстро можем превратиться в идиотов... Что касается «ролей — любимых детей»: последнее время я действительно получал много интересных предложений и имел возможность выбирать именно те сценарии, которые мне нравились. А если вспомнить все, что сыграл с 1984 года, то «нелюбимых детей» окажется как минимум вдвое больше, чем желанных. Потому что не бывает в жизни все хорошо или все плохо. Просто не бывает! А если складывается впечатление, что это так, значит, следует заканчивать с актерской профессией... Мне трудно объяснить, чем запоминаются сыгранные роли. Порой в памяти остается только название фильма и, может быть, город, где он снимался. Дай Бог воспроизвести имя героя. А какие-то картины помнишь поминутно: мельчайщие моменты съемок, все без исключения лица, которые окружали тебя. Наверное, то, что удается профессионально, и становится частью твоей жизни, твоей биографии! Конечно, я периодически возвращаюсь к сыгранным ролям: у меня ко всем героям есть претензии. Было бы плохо, если бы их не было! К сожалению, природа кино тем и отличается от природы театра, что здесь актеру отведено максимум три дубля (раньше было больше, но времена изменились) — и все! Говоря условно: что написано пером, не вырубишь топором! В театре-то я могу между спектаклями поработать над образом и что-то изменить, а в кино ежедневно обязан мобилизоваться максимально! Завтра уже ничего не исправишь!

— Знаю, что у вас доверительные отношения с родителями. В частности, с мамой. Она воспринимает вашу работу безоговорочно или может покритиковать?

— Слава Богу, у меня действительно очень теплые отношения с родителями. Скучаю по ним. Они часто у нас гостят. Я до сих пор — маменькин сыночек, ощущаю себя таким же маленьким, каким был, когда уехал из дома... У мамы отношение к моей работе особое. Поскольку она — не профессионал, всех героев примеряет на меня. Ей больше всего нравится, когда по фильму у моего персонажа все хорошо, и сам он — в полном порядке. (Улыбается).

— А в каком смысле вы — маменькин сынок?

— У меня практически нет секретов от мамы, советуюсь с ней по многим вопросам.

«УЗЕЛКИ» БИОГРАФИИ

Родился 1 сентября 1958 года в Херсоне.

После восьмого класса поступил в Днепропетровское театральное училище.

По окончании его два года работал по специальности «актер кукольного театра».

Затем — армия, стройбат.

После армии — учеба в школе-студии МХАТ.

— У популярного актера часто берут интервью, а поскольку жизнь у человека — одна, какие-то вещи он повторяет по много раз. Затем факты биографии обрастают несуществующими подробностями и, в конце концов, трансформируются в совершенно иную информацию. А порой — и в нелепицу. Давайте восстановим некоторые эпизоды из вашей жизни?

— Попробуем...

— Знаю, что документы в Днепропетровское театральное училище отвезла ваша мама. И поступили вы на кукольное отделение. Было осознание того, что это — профессия, которой хотите заниматься всю жизнь?

— Таких высоких мыслей, что актер — мое предназначение, у меня и до сих пор нет. Это время покажет, кто — кролик, а кто — енот. Но, думаю, не только я — любой человек по-настоящему определяет для себя, тем ли делом он занимается, когда начинает получать от него удовольствие.

— И когда вы впервые почувствовали удовлетворение от подмостков?

— Наверное, еще в театральном училище. Но далеко не сразу. Поначалу совершенно не понимал, чем занимаюсь. Было муторно, противно, особенно на первом курсе. Мне казалось, что все эти этюды, упражнения — дурь какая-то... Но когда стали играть драматические отрывки (мы хоть и занимались на кукольном отделении, актерское мастерство у нас также преподавали), меня немножко стало «цеплять». А уж после армии, в школе-студии МХАТ, от тех же этюдов и упражнений уже ловил настоящий кайф! Причем поймите меня правильно: под удовольствием я понимаю не аплодисменты, что, несомненно, тоже приятно... Есть замечательное выражение — звенящая тишина зала. Когда слышишь ее, приходит неповторимое чувство радости, хочется играть еще, повторить этот дорогой успех. Вот тогда-то и приходит ощущение, что тебе следует заниматься этим делом.

«УЗЕЛКИ» БИОГРАФИИ

С 1984 года — в штате Московского театра «Современник».

В настоящий момент — ведущий актер театра.

В репертуарном багаже — спектакли «Вишневый сад», «Карамазовы и ад», «Три товарища», «Мурлин Мурло», «Еще раз о голом короле», «Крутой маршрут» и другие.

— А что раздражает в профессии?

— Грим.

— Неужели?

— Грех, конечно, говорить об этом (у меня много друзей гримеров, художников), но я действительно не переношу, когда долго гримируют, клеят усы, бороду... Неусидчив с детства. (Улыбается). Да что мы о плохом — его и так достаточно вокруг. Давайте о хорошем.

— В таком случае, вероятно, стоит вспомнить парусный спорт, которым вы когда-то занимались, и, слышала, любите до сих пор. Есть время заниматься им?

— Не очень получается. Профессия отнимает очень много времени. Действительно, невероятно много.

— Но это же хобби, можно хоть изредка побаловать себя?

— Парус не может быть просто хобби. Это также серьезная профессия, ей нужно посвятить целую жизнь. Иначе — либо у одной украдешь что-то, либо у другой. О парусе можно только мечтать. Однако если когда-нибудь судьба решит круто изменить мою жизнь и я не буду артистом — стану... путешественником, к примеру. Профессия актера ведь действительно непроста. Когда-то, еще в советские времена, статистики наш труд по затратам энергии приравнивали к работе дворника. А в Англии до сих пор в шкале риска профессия актера стоит после шахтерской...

— Говоря о последних, совершенно замечательных киноролях, не могу, однако, не упомянуть более отдаленный по времени и простой, на первый взгляд, персонаж, который принес вам поистине всенародную известность. Сделал любимцем зрителей, звездой телеэкрана. Я имею в виду майора Короткова из сериала «Каменская»...

— Честно говоря, очень не люблю определений — звезда, суперзвезда, гиперзвезда... Стараюсь думать: это не про меня. Что касается Короткова, конечно же, спасибо ему огромное, он действительно принес мне достаточно серьезную популярность благодаря всюду проникающему телевидению. Но еще больший поклон — писательнице Александре Марининой, режиссеру Юрию Морозу, моей коллеге Лене Яковлевой. И всем остальным, кто был рядом со мной на съемках сериала. Иначе ничего бы не получилось.

«УЗЕЛКИ» БИОГРАФИИ

1984 год — первая роль в кино («Отряд» Алексея Симонова)

В настоящий момент фильмография насчитывает около 100 фильмов.

Наиболее яркие работы: «Моонзунд», «Мастер и Маргарита» (режиссер Юрий Кара. — Авт.), «Время танцора», «Ворошиловский стрелок», «Механическая сюита», «Нежный возраст», «Каменская», «Бедные родственники», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Любовник», «Доктор Живаго», «Свои», «72 метра», «Русская игра», «1814», «Катынь», «12». В 2008, юбилейном для Гармаша, году, выходят на экраны «Анна Каренина», «Трасса М8», «Морфий», «Стая», «Обитаемый остров».

— У вас — крепкий тыл, замечательная семья, о чем любят поговорить в масс-медиа. Жена — актриса, однако ее профессиональные успехи спрятаны в тени вашей славы. Ей не обидно? Ведь поскольку она работает в штате престижного театра «Современник», могла бы как минимум стоять на равных позициях с вами?

— Это — жизнь. К сожалению, подобные ситуации нередки в нашей профессии. А вам не жалко, что у Плисецкой, как и у многих балерин, нет детей?.. Весьма деликатный момент. Потому и отвечать на вопрос мне очень сложно. Слава Богу, мы с женой находим общий язык и понимаем друг друга. По обоюдной договоренности наша семейная жизнь практически не пересекается с профессиональной. Семейный подряд у актеров — катастрофа! Бывают исключения из правил: например, Федерико Феллини — Джульетта Мазина. Но такие пары — единичны. На то они и исключения.

«УЗЕЛКИ» БИОГРАФИИ

Жена Инна Тимофеева — однокурсница, актриса Московского театра «Современник».

Двое детей: Даша (20 лет) — студентка продюсерского факультета ВГИКа, и Ваня, которому исполнилось два годика.

— Одно время кинокритики и журналисты говорили, мол, Гармаш — актер хороший, но его типаж предполагает определенное амплуа. В последние годы вы начисто разбили это мнение. Однако, положа руку на сердце, по вашему личному мнению, какие роли недоступны актеру Сергею Гармашу?

— Слету могу сказать, Ромео уже никогда не сыграю, Гамлетом не смогу стать...

— Гамлетом-то почему не сможете?

— Хотя бы потому, что вся прелесть Гамлета в том, что ему было 24 года...

— А как же тогда Иннокентий Михайлович Смоктуновский, который стал неповторимым, на мой взгляд, Гамлетом далеко не в этом возрасте?!

— Допустим, пример действительно спорный. Но я, безусловно, отдаю себе отчет, что есть персонажи, которые не только не смог бы сыграть, но никогда и не мечтал о них. Не знаю даже, захотел бы это сделать, получи вдруг неожиданное предложение?.. Однозначно я — не Ромео, не Арман из «Дамы с камелиями». Понимаете? Эти истории не про меня. Конечно, может статься, в определенном контексте смог бы сделать подобные образы, но не уверен, что мне самому было бы это интересно.

— Мне когда-то сказали, что талант — это, с одной стороны, крепкий профессионализм. С другой — умение сохранить взгляд ребенка на происходящее вокруг. Вы — высокопрофессиональный актер. А вот на вопрос, что у вас осталось от ребенка, так и не ответили...

— Наверное, иногда я готов к поступкам, которые людям взрослым могут показаться совершенно сумасбродными или даже идиотскими. (Улыбается). Но актер должен сохранять в себе какую-то дурь, непредсказуемость. У Галины Борисовны Волчек, художественного руководителя театра «Современник», которому я служу уже много лет, есть фраза, которую она часто повторяет. Суть этого высказывания в том, что при встрече с незнакомым режиссером, с новой ролью в театре или кино актер должен чувствовать себя первоклассником. Вот я и пытаюсь в таких ситуациях быть не артистом, у которого за плечами под сотню фильмов, а неискушенным первоклашкой... (После паузы — знаменитая гармашевская улыбка).

«УЗЕЛКИ» БИОГРАФИИ

Народный артист России (2006 год).

Лауреат престижных российских кинопремий: «Ника» («Механическая сюита» и «Нежный возраст»), «Золотой Овен» («Нежный возраст»), «Золотой Орел» («Свои», «12»).

Фильмы «12» Никиты Михалкова и «Катынь» Андрея Вайды, в которых Сергей Гармаш принимал участие, были номинированы на премию Американской киноакадемии «Оскар».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать