Разрушаем штампы, инертность мышления во имя правды!
ХІ Международный театральный фестиваль женских монодрам «Мария» юбилярам — Заньковецкой, Шевченко и Шекспиру![](/sites/default/files/main/articles/16102014/11kadirova.jpg)
Этот форум традиционно проходит на первой театральной сцене страны — в Национальном драматическом театре им. И. Франко, и в этом году был посвящен нескольким юбилейным датам. 4 августа исполнилось 160 лет со дня рождения знаменитой украинской актрисе, корифею украинской сцены Марии Заньковецкой. Именно она стала духовным патроном фестиваля, который в одиннадцатый раз прошел в Киеве, собрав огромное количество актеров, режиссеров, театральных критиков, историков литературы и культуры. Кроме того, участники важного для театральной жизни Украины мероприятия вспоминали 200-летие Т. Шевченко и 450-летие В. Шекспира.
Фестиваль «Мария», художественным руководителем которого является легендарная украинская актриса Лариса Кадырова, лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко, народная артистка Украины, и в этом году прошел под патронатом Министерства культуры Украины, а сам министр Евгений Нищук даже стал одним из творцов театральной магии «Марии», сыграв в спектакле «Момент любви» (инсценизация Тараса Жирко по произведениями В. Винниченко). Форум прошел и при поддержке со стороны руководства Театра им. И.Франко — его генерального директора М. Захаревича и художественного руководителя С. Моисеева.
На открытии феста Лариса Кадырова отметила: «Национальная театральная идея — не реставрация традиций, а поиск их развития в современном художественном процессе. Это разрушение штампов, инертности мышления во имя правды, переосмысление мировых театральных идей для зрительского сотворчества, для приобщения публики к размышлениям, для выявления болевых точек жизни».
Программа форума открылась спектаклем зарубежных участников — польского режиссера Станислава Медзиевского «Мать Мейра и ее дети». Исполнительница — Керил Свифт, очень глубокая английская актриса, каждое движение которой было четко выверенным и предельно точным. В спектакле она рассказывает о массовых убийствах во время боснийской войны 1992—1995 гг. В том ужасе мать теряет дочь и сына, а сегодня ищет их останки в «битве живых за права мертвых», ради «лечения» памяти. Это моноспектакль — увеличенное стекло, в котором показана трагедия человечества, трагедия женщины, которая, родив, должна похоронить своих детей. Мир больше не рождает, а, пережив кровавые репрессии, должен опомниться и сохранить тех, кого физически нет на планете. Смерть на войне — самое бессмысленное и самое трагическое, потому что войны развязывают тираны и негодяи, а погибают — лучшие. Темы утраченной памяти и уничтоженной идентичности ключевые в спектакле С. Медзиевского.
После международной научно-художественной конференции, которая была посвящена 200-летнему юбилею Т. Шевченко, 450-летию В. Шекспира, 160-летию М. Заньковецкой, а также Маркесу и Ружевичу, двум грандам мировой культуры, которых не стало в 2014 г., — был показан спектакль «Дива» Магдалены Гауэр (режиссер С. Медзиевский). Героиня этой монодрамы (исполнительница — Виолетта Комар) рассказывает об «искусстве в гетто», о встрече прекрасного и рокового, о смерти, потере ребенка и воскресении в искусстве, а также о трагедии человеческой памяти. Героиня — оперная певица, депортированная осенью в 1941 г. в гетто. Она выживает. Правда, в спектакле поставлен вопрос о цене такого физического выживания. «Я пою для гестапо, пою самые изысканные арии, стоя босиком на стуле...». Трагедия остается внутри человека, встреча со Злом на всю жизнь не оставляет женскую память.
На малой сцене Театра им. И.Франко играла и сама Лариса Кадырова. И хотя «Старая женщина высиживает» (режиссер — Збигнев Хшановский) не премьерная, однако актриса сыграла это сильное и крайне актуальное для сегодняшнего дня произведение с новой силой. Тадеуш Ружевич писал о метафизическом конце человечества, о человеке, который сдался генералам — тем генералам, которых порождает всемирный Ужас в «Курносом барометре» В. Симоненко. Генералы начали жить войной. «Старая женщина высиживает» — монолог о бессмыслице войны и о «потребности родить». «Каждый должен родить!». Потому что в рождении — витальность и преемственность, а на войне — обреченность и агония отмирания. Тело, словно тесто, должно родить — любовь, тепло, свет, понимание. А война заставляет проливать кровь, калеча или убивая тело. «Из облученной муки родятся облученные люди». И эти облученные не способны поймать той минуты жизни, которая может быть приравнена к вечности. Человек на войне не способен сказать: «Остановись, минута! Прекрасна ты!». Героиня Л. Кадыровой — за мир и любовь, потому что только из большого и прекрасного чувства может появиться жизнь на всей планете. Но готово ли человечество остановить войну, победит ли любовь генералов?
В рамках феста белорусская актриса Галина Дягилева представила образ «космической Души». «Поют ночные пастухи» Змитрока Бядули — спектакль, в котором чувствуется языческо-шаманская природа в отношениях как с персонажами, так и с самим текстом. Образы рождаются из магического актерского «камлания». Магия остановленного мгновения появляется в спектакле «Момент любви», в котором актуализирована новелла «Момент» В. Винниченко (исполнители — Е. Нищук, И. Цимбалюк, Е. Захарченко, А. Миколенко). Это спектакль — о магии памяти и любви, о мгновении счастья, которое неповторимо и непостижимо. Жизнь иногда приоткрывает двери в мир непостижимого, в котором человек беззащитен и в котором все происходит по законам душевного побуждения и сверхфизического ощущения.
Очень сильной «финальной точкой» театральной части фестиваля стал спектакль «Мой Вильям Шекспир» Анджея Северина, блестящего актера и нынешнего генерального директора Национального театра в Варшаве. Актер сыграл более чем в 50 фильмах, в частности, таких всемирно известных, как «Список Шиндлера» и «Огнем и мечом». Его Шекспир — это исповедь мудрого и опытного актера, который, пережив разные роли, ситуации, психологические состояния, подтверждает, что «весь мир — это театр», поскольку именно с этой фразы начинается монолог А. Северина. Дальше спектакль перерос в откровенный и очень глубокий по своему философскому содержанию разговор со зрителями. А. Северин трансформирует Шекспира и в то же время сохраняет его подлинность. Для него Шекспир — это энциклопедия важнейших вопросов, которые когда-то ставил себе человек. Так, диалог «Быть или не быть?» актер трактует как христианский спор о Боге (так как для представителей, например, ислама, как убеждает А. Северин, такой вопрос вряд ли мог бы возникнуть). Его Шекспир — это шут и мудрец, трагик и комик, политик и бродяга. Но такова жизнь, которую схватил большой английский Бард и увековечил, а заодно увековечив и самого человека во всех его слабостях, сумасшествиях, психологических безднах, абсурде и трагедиях. Человек должен смеяться — над собой, над собственной силой и слабостью. В то же время, не забывая об откровенности с собой, о потребности признаться себе в том, о чем боятся или не могут сказать другие.
Последними словами Марии Заньковецкой были такие: «Шлю свое последнее «простите и прощайте!». Но фестиваль будет продолжаться и в дальнейшем, уже начата работа над «Марией»-2015.
В течение всего фестиваля его участники — актеры, режиссеры, участники научной конференции — отмечали то, что время течет... Вечное во времени и пространстве — ощущения прошлого, наша память о прошлом, наше отношение к событиям прошлого и людям, которые были духовными и интеллектуальными провозвестниками этих событий.
Программа форума открылась спектаклем зарубежных участников — польского режиссера Станислава Медзиевского «Мать Мейра и ее дети». (Исполнительница — Керил Свифт)
Выпуск газеты №:
№193, (2014)Section
Культура