Самоубийство грустного ангела
Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра закрыл сезон премьерой «Не покидай меня!..»Это постановка Игоря Гринберга по пьесе Теренса Реттигана «Глубокое синее море» из британской послевоенной жизни. Кажется, Игорь Гринберг больше всего любит пьесы, в которых все вращается вокруг необычной женщины. По крайней мере, так было и в предыдущей его постановке в этом театре позапрошлого сезона — «Верная жена» по С. Моэму, где главную роль блестяще сыграла Оксана Архангельская.
Пространство нового спектакля И. Гринберга художник Олег Лунев выстроил из больших или меньших багетов и рамок. Дело в том, что главная героиня Хестер Коллер — художница. Она бросила своего мужа, респектабельного юриста, потому что встретила бывшего летчика, героя войны Фредди Пейджа. Казалось бы, логично: небесная женщина полюбила небесного мужчину. Но дело в том, что Фредди, видимо, исчерпал свою небесность, это просто гуляка, который кайфует от расслабона, симпатичный, но не способный к высшему пилотажу. И Хестер решает уйти из жизни... В роли Хестер — актриса Ирина Мак. Это одна из неоспоримых удач спектакля.
Режиссер явно любуется ею и дает вдоволь любоваться нам. Для него Хестер — не так художница, как героиня картины. И то картины первостепенного художника. Может, даже Рафаэля. Эта мысль приходит, словно сама по себе, когда видишь эту женщину в благородных красных или синих красках ее одежды, когда созерцаешь ее спокойное лицо и ясный взгляд.
Действительно, рафаэлевские девушки не знают, что такое экзальтация. Даже в самых драматических моментах ею руководит не отчаяние. Если она осмеливается на самоубийство — то это тихое самоубийство грустного ангела, уставшего от несовершенства мира.
Это ее удивительное спокойствие — завораживает. От очарования просыпаешься разве тогда, когда Хестер, скажем, уходит из сцены, и только слышен банальный стук ее ботинок, купленных в магазине готовой обуви. Так и хочется сказать: нет, это волшебное существо не должно так ходить, ведь кто слышал когда-нибудь, чтобы рафаэлевские девушки стучали каблуками? Как выражаются в таких случаях дилетанты, я бы на месте режиссера что-то придумал, чтобы Хестер ходила бесшумно, словно по облакам...
Почему Хестер в этом спектакле покидает наш мир? Из-за его, сказать бы, художественного несовершенства. И ее бывший муж (Константин Костишин), и летчик Фредди (Сергей Петько) — слишком стандартны, лишены того, что подходило бы для уникальной картины. Вот почему все рамки — пусты. Среди мужчин, очарованных ею, есть разве что один, который способен ее понять, — врач Миллер. Эта роль Петра Миронова выглядит целостно и обстоятельно. Он живет на сцене «с подробностями». Он разговаривает с немецким акцентом, который выдает нездешность. Когда он пьет свою каплю виски, у вас сладко сводит челюсти. А когда он долго ищет в кармане пилюлю, вам становится страшно: а вдруг реквизиторы забыли положить ему ту пилюлю в заранее обозначенный карман перед выходом на сцену.
Этот Миллер, возможно, как раз заслуживает того, чтобы быть героем картины.
Но любовь зла — и Хестер выбрала не его.
Выпуск газеты №:
№118, (2017)Section
Культура