Счастье из глины
Что предлагает туристам Опишня, «гончарная столица» Украины
Поселок Опишня («Опішне» на местный лад) расположен на север от Полтавы, в Зиньковском районе, на холмах над Ворсклой. Первая самая популярная версия происхождения топонима — от названия осадочной породы «опоки», благодаря которой в поселке развился гончарский промысел. Вторая — от слова «опешиться», что значит «сойти с коня, отдохнуть». Обе версии имеют право на существование, ведь гончарство стало основой бренда населенного пункта и делает его известным. А любование узорами на посуде можно воспринимать как вид медитации.
ПРОГУЛКА ПО УСАДЬБАМ МАСТЕРОВ
Музей гончарства создали в Опишне еще в середине 1980-х, немного позже он разросся до национального музея-заповедника. Сейчас в его составе, кроме основной экспозиции — несколько музеев, посвященных конкретным мастерам или гончарским семьям.
Первым в 1988 году начал функционировать мемориальный музей-усадьба Александры Селюченко. Его открыли в доме, где проживала славная мастерица глиняной игрушки. Ее работы принимали участие во всесоюзных выставках, некоторые до сих пор находятся в частных коллекциях по всему миру. Двор и все здания, горно мастерицы, интерьеры и предметы быта сохранились такими, какими были при жизни Селюченко. Конечно, в музее представлены и творческие наработки мастерицы — большая коллекция керамики, декоративной малевки и письменных произведений.
Об опошнянской малевке можно больше узнать в мемориальном музее-усадьбе гончарской семьи Пошивайлов. Явдоха Пошивайло была яркой представительницей этой школы, а ее муж Гаврило — одним из самых известных творцов украинской керамики второй половины ХХ века. Именно их изделия стали основой коллекции этого подраздела, но кроме них, здесь можно увидеть и работы других мастеров конца ХІХ — начала ХХ века. Здесь еще и образцы традиционной полтавской вышивки и картины прошлого века, старинные иконы и рушники. Как и в предыдущей усадьбе, интерьер и надворные здания сохранены.
Самая большая в стране частная коллекция местной керамики сохраняется в музее-усадьбе философа, ученого и коллекционера Леонида Сморжа. Из около 700 произведений многие существуют в единственном экземпляре. В коллекции также есть сорочки, скатерти и рушники, которые опошнянские женщины украшали разными видами вышивки.
Важный элемент гончарской славы Опошни — здание бывшего Опишнянского гончарного показательного пункта Полтавского губернского земства, где сейчас работает Музей художественной семьи Кричевских. Василий Кричевский был автором проекта этого сооружения, неоднократно бывал в Опишне и общался с местными мастерами.
Когда-то на этом месте действовала первая в Левобережной Украине гончарная школа, а уже в новом помещении — керамические школы, артель «Художественный керамик» и одноименный завод художественных изделий. Когда здание перешло в собственность заповедника, оно было в критическом состоянии. Несколько раз на реставрацию выделяли средства из государственного бюджета, но с ними существенного результата достичь не удалось. Работники музея поняли, что ситуацией стоит руководить самостоятельно, поэтому начали сами заботиться о его восстановлении, вкладывая заработанные на экскурсиях средства.
Дом ожил, аккумулировав в себе лучшие опошнянские ресурсы и приобретения. Усиливает эффект Стена гончарной славы Украины, открытая в 2011 году, — некий памятник героям украинского гончарства. Ее украшают мемориальные доски как самым известным местным мастерам, так и выдающимся деятелям украинской культуры, которые помогали гончарам, коллекционировали их произведения, прославляли их по всему миру.
ШОПИНГ И ФЕСТИВАЛИ
Программа минимум в Опишне — посещение центра музейной «агломерации», Национального музея украинского гончарства. Стены небольшого здания завешены тарелками разных размеров и узоров. Дополняют экспозицию картины, на которых обыгрываются вечные образы и символы, а также другие чудеса опошнянской керамики: кувшины, миски, разнокалиберные свистульки и фигурки. Из интерактива — глиняный пазл «собери кувшин» и большой экран на втором этаже, на котором демонстрируют познавательные фильмы.
Украшены вычурными скульптурами и двор музея, и вторая часть территории, отделенная забором. Образцы монументальной керамики не обязательно вылепляют по сюжетам из гончарской жизни, хватает и будничных для нас вещей, и отголосков мифов и легенд.
За забором прячется арт-объект «Башня», в действительности больше похожий на мостик. Внизу — качели, наверху обзорная площадка. Глаз радуется созерцанию сплошных массивов зелени между тремя холмами. Еще интереснее высматривать детали после прочтения небольшой аннотации на земле.
На крайнем слева холме в VII — IV веках до н.э. располагалось скифское городище «Кардашев вал», которое служило форпостом для Бильского городища, одного из самых больших в Восточной Европе. Центральный холм в VIII — IX веках был занят городищем роменской культуры, а на крайнем справа холме (уголок Гончаровка и Лысая гора) есть остатки крепости казацких времен. Правда, с «Башни» виден только крест.
Программа-максимум — не только обойти все музеи и закупиться опишнянской керамикой, но и стать частью «Здвига», то есть недели национального гончарного «здвиження». В этом году он проходит в последнюю неделю июня. Апогей праздника приходится на 30 число, однако в заповеднике организовывают еще несколько интересных мероприятий: фотоконкурс, научные симпозиумы, художественная ярмарка, кузнечный фестиваль, конкурс рисунков на теле по мотивам гончарных изделий, квесты, экскурсии. Жизнь в поселке будет бурлить, словно в мегаполисе!
Выпуск газеты №:
№113, (2018)Section
Культура