Перейти к основному содержанию

Щедрин и Плисецкая: пятьдесят на двоих

В Киеве прошли вечера легендарной семейной пары
28 октября, 20:06

Это гастрольное турне знаменитого композитора и популярной балерины приурочено к золотой свадьбе Родиона Константиновича и Майи Михайловны. Без творчества Щедрина и Плисецкой невозможно представить искусство середины ХХ и начала XXI столетий. О композиторском стиле Родиона Константиновича написаны тысячи статей и монографий. Музыковеды отмечают, что в сочинениях маэстро тесно переплелись современные ритмы и фольклор, а сам композитор определяет свой стиль как «поставангардный». Ему подвластны разные жанры: симфоническая, камерная, оперная, балетная, фортепианная музыка, а также мелодии, написанные для кинофильмов, джаз, эстрада.

Недавно вышла книга Родиона Щедрина «Автобиографические записи». Автор называет ее своим «объяснением в любви и подарком жене». Кстати, год назад Майя Михайловна представляла свою вторую книгу «Тринадцать лет спустя», о которой писал «День». Когда Плисецкую спрашивают о рецепте их счастливой семейной жизни, то легендарная балерина отвечает, что «все рецепты — ерунда. Все люди — разные, отношения — разные. Просто в Щедрине — вся моя жизнь!»

— Я достаточно откровенен в своих записях. Может, они не всем придутся по душе, будет много оппонентов... В нашей жизни было много переездов. Я писал от руки. Кто-то перепечатывал записи на машинке, кто-то набирал на компьютере, — признался Родион Щедрин. — Я подумал: вот отправишься к праотцам, а кто-то соберет все вместе и прокомментирует не так, как бы мне хотелось. Ведь, как сказал один из великих, факты — как восковой нос: куда повернешь, туда и смотрят. Форму моей книге придает постскриптум. Я, когда преподавал в консерватории, говорил студентам, что вторая часть в сочинении объясняет первую. Надеюсь, читатели простят мне некоторую «клочковатость». Но в книге — все «узловые станции» моей продолжительной жизни. Моя семья, учителя, музыканты, с которыми я дружил и работал. Мстислав Ростропович, Лорин Маазель, Марис Янсонс....

«...В перерывах репетиций я подсаживался к отдыхающему на креслах танцовщику Алексею Ермолаеву... — вспоминает в свой книге Родион Константинович. — Когда я спросил: «Кто у вас в балете самый музыкальный?», он оживился: «Есть у нас такая молодая балерина — Майя Плисецкая. Рыжая. Огонь. Вы видели ее, когда она на сцене?»

Впервые молодой, но уже известный советский композитор Родион Щедрин не увидел, а услышал Майю Плисецкую в доме Лили Брик (музы поэта Владимира Маяковского). С магнитофона звучала «Золушка» Прокофьева. Как потом признавался Щедрин, он был «потрясен чистым и прекрасным голосом незнакомки». А личная встреча Майи и Родиона произошла в танцевальном классе. «Я был сражен рыжеволосой, зеленоглазой балериной с длинной шеей. Майя была в очень эффектном черном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, «запал окончательно». Я был очень настойчивым, ведь когда мужчине нравится женщина, то его мало что может удержать... Майя ответила мне взаимностью...

Меня считают большим любителем балета, но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я — Майяман...».

Для любимой супруги композитор специально написал такие балеты, как «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», «Конек-Горбунок», в которых балерина с блеском выступала, а образ Кармен в постановке знаменитого хореографа Мориса Бежара стал на долгие годы визитной карточкой танцовщицы.

Глядя на эту красивую семейную пару, трудно поверить, что Майе Михайловне 82, а Родиону Константиновичу 75 лет — такие они оба стройные, стремительные. Их график расписан по дням на несколько лет вперед. Только за год у Щедрина состоялось пять премьер, активно продолжает гастролировать по всему миру и Плисецкая. Их концерты в Украины прошли в Национальной опере. Первый день прошел под знаком маэстро, а второй — примы балета. Впервые исполнялись новые щедринские произведения. С ними публику познакомили украинские музыканты Государственного академического симфонического оркестра (дирижер Николай Алексеев из Санкт-Петербургской филармонии). Прозвучала «Старинная музыка российских провинциальных цирков, концерт для оркестра №3», два танго Альбениса, Концерт для фортепиано с оркестром №5 (солировал пианист-виртуоз Денис Мацуев), а арию Цыганки из оперы «Очарованный странник» исполнила экс-киевлянка, ныне солистка Мариинского театра Кристина Капустинская. В ложе сидели Щедрин и Плисецкая. Их присутствие в зале придало праздничности. Публика приветствовала своих кумиров очень горячо, хотя театр был лишь наполовину заполнен (возможно, из-за дороговизны билетов), и это несколько омрачало настроение как виновников торжества, так и поклонников таланта этой замечательной творческой пары. В перерыве вечера наиболее шустрые зрители побежали получить автографы у Родиона Константиновича и Майи Михайловны, но только единицам удалось похвастаться, что отныне имеют на память о концерте такой ценный сувенир. Впрочем, те, кому удалось побывать на киевской программе, чувствовали себя настоящими счастливчиками. Перед ними предстал зрелый мастер. В финале приятным сюрпризом для композитора и публики стало блестящее исполнение Денисом Мацуевым популярной песни «Не кочегары мы, не плотники...» из фильма «Высота», а щедринскую задорную «Юмореску» пианист сыграл на бис уже по просьбе самого маэстро, вызвав шквал оваций...

— Пятьдесят лет назад я впервые услышала имена Щедрина и Плисецкой как замечательной творческой и семейной пары, — вспоминает музыковед, профессор НМАУ им. П. Чайковского, вдова композитора Виталия Губаренко Марина Черкашина-Губаренко. — Из Москвы, после пленума молодых композитов, в Киев приехал муж. Мы были так же, как и они, молодоженами. Виталий Сергеевич рассказал, что познакомился с потрясающей парой — Родионом Щедриным и Майей Плисецкой. Надо заметить, что Родион Константинович всегда очень внимательно относился к творчеству Губаренко. Когда мы бывали в Москве, то часто общались. Я помню, какое неизгладимое впечатление на меня произвела щедринская «Не только любовь», услышанная в Московской консерватории и ставшая одной из любимых моих его опер. Это было начало 60-х годов, тогда творческая молодежь бывшего СССР тесно общалась между собой, поддерживая друг друга. Журнал «Музыка» провел анкетирование в Союзе композиторов, и Виталий Губаренко написал, что одним из его любимых композиторов является Родион Щедрин... Как музыковед, я много написала статей о Родионе Константиновиче и о его премьерах, в частности, опере «Мертвые души» в Большом театре и «Не только любовь» в Московском театре им. К. Станиславского. Постепенно у нас завязалась переписка. Письма Родиона Константиновича невероятно остроумные, с «изюминкой». Щедрин — эпохального масштаба композитор. Его нынешний концерт в Киеве — событие для меломанов. Практически 17 лет, с 1991 г., с тех пор как Родион Константинович уехал за рубеж, мы оказались оторваны от его творчества. Хотя ранний и средний период Щедрина музыковедами хорошо изучен. Композитор много гастролировал как пианист и автор своих произведений. Я вспоминаю его творческий концерт и встречу со студентами Харьковской консерватории в 60-е годы. В моем архиве сохранилось несколько рецензий об этом событии... Считаю, что его жизнь в Мюнхене для нас стала роковой, т.к. мы мало знаем о сегодняшних творческих поисках маэстро. Пять лет назад на Международном музыкальном фестивале мне повезло после долгих лет вновь встретиться со Щедриным, услышать много новых его сочинений. Я считаю, что его произведения нужно исполнять чаще, знакомя украинскую публику с творчеством одного из самых самобытных современных авторов. Ныне я услышала нового, совершенно другого, зрелого маэстро. Его Концерт №3 напомнил мне его озорные частушки. Это произведение продемонстрировало массу интересных оркестровых находок, придающих особый колорит концерту. У Родиона Константиновича много малоизвестных широкой публике сочинений. Это прежде всего его потрясающие оперы. Начиная от «Лолиты», «Боярыни Морозовой» до «Очарованного странника» (арию из последнего великолепно исполнила Кристина Капустинская. В вокальном плане это сложнейшее произведение). Мне показалось, что образ Цыганки является продолжением Марфы в «Хованщине» Мусоргского — это уже драматический Родион Щедрин.

— В нашу семью Щедрин вошел в 60-е годы. В ту пору он был очень популярной личностью, — рассказала музыковед, профессор НМАУ, вдова композитора Ивана Карабица Марианна Копыця. — Огромный резонанс вызвала его опера «Не только любовь» и Вторая симфония. Иван Федорович говорил, что для него Родион Константинович — образец композитора, который может писать все. Щедрин — автор популярных эстрадных песен, джаза, симфоний, опер, балетов, а также музыки для спектаклей и фильмов, т.е. он пишет и для широкой публики, и для интеллектуалов. Щедрин пользуется совершенно разным музыкальным языком, прекрасно владея фольклорным началом, а также использует ново-венские традиции... В нашей семье дети росли в атмосфере большой любви к музыке Родиона Щедрина. Он и Майя Плисецкая — замечательные люди, совершенно не подвержены звездной болезни, общение с ними приносит радость и надолго запоминается. Я счастлива, что на концерте удалось услышать новые произведения композитора. Недавно позвонил сын Кирилл (Карабиц) из Страсбурга и поделился приятой новостью, что его как дирижера Родион Константинович пригласил для записи компакт-диска. Это будет совместная работа с Английским симфоническим оркестром. Я выполнила поручение сына: передала привет и пожала руку этому замечательному композитору.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать