«Селекционер» Богдан Ступка
«Свои главные университеты будущие актеры проходят не в аудитории, а на сцене и съемочной площадке», — считает мастер театра и кино
Энергии и работоспособности художественного руководителя Театра им. Ивана Франко и президента Международного киевского кинофестиваля можно только позавидовать. Как Богдану Сильвестровичу удается высоко держать творческую планку? А возглавляемый им коллектив уже на протяжении многих лет критики называют «главным театром страны». «День» в № 55 уже писал о праздновании юбилея франковцев, который шумно и весело они отметили в день профессионального праздника — Международного дня театра. Словно «селекционер», Ступка выращивает молодую поросль в своей мастерской на базе театра и НУТКиТ им. Карпенко-Карого. Благодаря пану Богдану родился и КМКФ. Хотя первые «блины», которые вместе спекли Ступка и Занусси (прошлогодний председатель жюри), нельзя назвать на 100 процентов удачными. Немало критики выслушали организаторы форума и сделали выводы, чтобы не повторять ошибки. Их главная цель — сделать Киев киностолицей, которая принимала бы звезд мирового уровня. Именно с кинофорума, который скоро стартует, мы и начали наш разговор.
— Главная и очень хорошая новость — II Международный киевский кинофестиваль состоится! Он пройдет под патронатом Президента Украины Виктора Януковича, а это немного поможет нам в финансовых вопросах, чтобы провести форум на высоком уровне, — подчеркнул Богдан Ступка. — Киноманов ожидаем на сеансы с 25 мая по 1 июня. В программе более 100 лент, пройдет ретроспектива фильмов таких мастеров, как Акиро Куросава и Иштван Сабо. Откроется наш форум картиной Отара Иоселиани «Шантрапа», которая в настоящее время представлена на Каннском кинофестивале. Кстати, господин Иоселиани в этом году возглавит жюри конкурса (в программе 17 фильмов, а Гран-при составляет 20 тысяч дол.). Ожидаем много гостей: Ежи Гофмана, Вадима Перельмана, Станислава Говорухина, Михаила Ефремова, Тиграна Кеосаяна, Ольгу Куриленко и многих других. Мы так подгадали, чтобы звезды, которые будут в Каннах, успели приехать в Киев. Церемонию открытия проведем во дворце «Украина», а фестивальными площадками станут столичные кинотеатры: «Баттерфляй Ультрамарин», «Баттерфляй DeLux» и Дом кино. Билеты на показы недорогие, а потому мы уверенны, что залы кинотеатров будут заполнены. В рамках фестиваля пройдут круглые столы, на которых кинематографисты из разных стран обсудят наболевшие вопросы современного кино, Форум украинских кинопроектов, мастер-классы венгерского режиссера Иштвана Сабо, японской актрисы Миеко Харади (она снималась в фильмах Акиро Куросавы), польского режиссера Ежи Гофмана и американского режиссера Вадима Перельмана. Кстати, Гофман обещает показать свою документальную 4-серийную ленту об Украине. Я предлагал ему сделать ретроспективу, но он не согласился, сказал, что, возможно, позже, и в конкурсе тоже не хочет участвовать, а будет почетным гостем. А плохая новость — в конкурсе не будет ни одной украинской ленты! Сегодня мы не можем говорить о возрождении национального кино... Будем держать кулаки и болеть за Сергея Лозницу, который на Каннском форуме представляет фильм «Счастье мое». А во внеконкурсных программах мы все же покажем украинский «кинопродукт», который снят за последние два года.
— А кроме Отара Иоселиани, кто входит в члены жюри?
— У нас собирается очень профессиональная и почтенная судейская компания: американский режиссер киевского происхождения Вадим Перельман, популярный российский актер Армен Джигарханян, известный украинский художник Сергей Якутович, польский режиссер Марцель Лозинский и индийский актер Санджай Датт.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от фильма «Шантрапа» и сотрудничестве с Иоселиани?
— Я готовую картину еще не видел, а сниматься и работать с известным грузинским кинорежиссером было очень интересно. Иоселиани — человек творческий, с тонким юмором, он внимательно относится ко всем членам съемочной группы, и потому каждое общение с мастером запоминается надолго. Раньше я не был лично знаком с Иоселиани. Позже режиссер сознался, что не хотел меня приглашать, потому что думал, что Ступка будет капризничать, и на площадке всяческие звездные «фокусы» показывать. Но когда увидел, что я очень ответственно отношусь к работе и к каждому эпизоду, то сказал, что мы — родные души и даже начал меня называть Ступочка. Кстати, благодаря этому фильму, который является творческим французко-грузинско-украинским проектом, я побывал в Тбилиси и Париже. У меня роль в ленте небольшая, снимался всего четыре дня. Играю чиновника советских времен (сначала председателя Комитета кинематографии, а затем посла СССР во Франции), от которого зависит судьба главного героя фильма Николаса (эту роль исполнил грузинский актер Дато Тариелашвили). «Шантрапа» — автобиографическая картина, по сути, о том, как Отар Иоселиани стал кинорежиссером. О его молодости, первых шагах в кинематографе. У нас «шантрапой» называют молодых дебоширов, а на французском языке «а шантре» — человек, который может петь, а «па» — отрицание, то есть шантрапа — это люди, которые никогда не запоют. Картина посвящена творческом личностям. Когда Отар смонтировал фильм, то перезвонил и сказал, что, по его мнению, картина вышла, и я там натуральный. Скоро посмотрим, как оценят ленту критики и зрители Канн, а затем Киева.
— А в каких еще картинах вас вскоре увидят зрители?
— Русский режиссер Балкашинов пригласил на съемки ленты «1945 год». Я играю роль председателя колхоза, а события разворачиваются в послевоенный период, когда нужно было поднимать село. В прошлом году снимался в «Диком ангеле» Войтюка. А теперь задействован в картине, которую снимает студия «Мосфильм» под названием «Однажды в Ростове». В основу сюжета положена невымышленная трагическая история во времена Генсека Никиты Хрущева, когда в Новочеркасске Ростовской области, людей, которые вышли на демонстрацию с социальными лозунгами, тогдашняя власть потопила в крови. А еще меня пригласили на съемки в украинский проект «Влюбленные в Киев».
— А теперь перевернем вашу киностраницу и поговорим о творческих делах Театра им. И. Франко. Символично, что к 90-летию ваш коллектив опять обратился к творчеству Винниченко, с которого театр начал свою деятельность (в 1920 году была поставлена пьеса «Гріх». — Т.П.). Специально так подгадали, что к юбилею репертуар пополнился пьесой по произведению Винниченко «Дорогу красоте»?
— К дате мы специально ничего не выдумывали. Прочитал пьесу «Дорога красоте», и она мне понравилась. Как-то посетил Университет культуры и искусств и видел, как Екатерина Чепура поставила дипломный спектакль «Між двох сил» — работа интересная, и я пригласил ее в наш театр на стажировку. Екатерина принесла пьесу «Дорога красоте», которая, хотя и написана 100 лет тому назад, но никогда не ставилась. Я предложил поставить ее на Малой сцене. Судя по реакции публики, премьера оказалась удачной, и можно поздравить не только молодого режиссера с дебютом, но и наших актеров с интересными работами. Кстати, 2 мая мы отметили юбилей — сотый раз наши актеры сыграли «Наталку Полтавку». С этим спектаклем франковцы выступали на многих театральных фестивалях и на гастролях, в частности, в Америке, России, Польше... В настоящий момент на большой сцене проходят репетиции «Бури» по Шекспиру, которую ставит известный режиссер Сергей Маслобойщиков — в ней заняты ведущие актеры: Петр Панчук, Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Василий Мазур и другие. На премьеру пригласим публику в июне, а в начале июля, перед закрытием сезона, покажем спектакль «Грек Зорбо» в постановке Виталия Малахова, в которой играют такие мастера, как Анатолий Хостикоев и Наталья Сумская, а также Тарас Постников, Юрий Сак.
— Богдан Сильвестрович, в последнем интервью «Дню» Роберт Стуруа признался, что осенью на франковской сцене планируются гастроли Тбилисского театра им. Шота Руставели и что он мечтает еще поработать в Киеве. О каких творческих планах идет речь?
— Гастроли будут, и Роберт Робертович обещал показать свои новые работы! Возможно, мы обновим его постановку «Царь Эдип» по Софоклу, но уже с другими актерами. Я уже там не буду играть, потому что уже «молод» для роли Эдипа. Пусть уже другое поколение франковцев поработает со Стуруа, потому что для актеров это не просто репетиции, а открытые уроки мастерства. Роберт Робертович всегда делает что-то совсем другое, хотя в основе лежит та же самая пьеса. Он мечтает поставить на нашей сцене украинскую классику. Возможно, это будет «Украдене щастя» Ивана Франко. Но это еще не конкретные планы.
— На классику замахивался и украинский канадец Григорий Гладий, который поставил у вас «Истерию» Терри Джонсона, и когда же ожидается премьера?
— Действительно, были такие планы. Гладий хотел поставить «Тени забытых предков», но так случилось, что у него много разных творческих проектов в Канаде, России (он выступает как режиссер и актер), а потому ничего конкретного о его киевских планах не могу сказать. Я мечтаю, чтобы в нашей афише появился «Пэр Гюнт», возможно, Римаса Туминаса или Еймунтаса Някрошюса пригласим поработать.
— Поедет ли в этом году ваш коллектив на гастроли?
— Мы собираемся на гастроли в Херсон, но конкретные даты еще не определены, потому что должны получить средства на эту поездку, узнать условия, где будут жить артисты, подготовить афиши и решить другие организационные вопросы. Есть у нас планы выступить в Польше и Израиле. А вообще, к гастролям нужно тщательным образом готовиться. Например, к выступлению в Северной Пальмире мы готовились месяца четыре. Напомню, что в феврале театр с успехом выступил в Санкт-Петербурге. Нам было приятно, что наш коллектив там помнят (в последний раз выступали в 1982 году). Спектакли «Кайдашева сім’я», «Швейк», «Женитьба» и «Тев’є-Тевель» играли на сцене знаменитого БДТ им. Г. Товстоногова, а «Легенду о Фаусте» в «Выборгском доме». Планируем обменные гастроли. Мы поедем в Грузию, а коллектив Тбилисского театра им. Шота Руставели будет выступать в Киеве. В настоящий момент ищем спонсоров, потому что, как говорят: «На бюджет надейся, а сам не плошай».
— А к «Году Чехова» что-то готовите?
— Наши студенты четвертого курса Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого поставили к юбилею классика «Чайку» и на франковской сцене время от времени ее играют (режиссер и сценограф спектакля Валентин Козьменко-Делинде). Думаю, когда студенты закончат учебу, человек 7 возьмем в труппу. Посмотрим. Возможно, кто-то из студентов захочет стать магистром и продолжит учебу. В настоящий момент у нас такая система, что на актерском факультете учатся пять лет, а, например, в Сорбоне — три года. Не знаю, нужно ли так долго учиться, потому что есть специфика и актер — это состояние души. Можно долго учиться, но так и не стать хорошим актером. Я считаю, что свои главные университеты будущие актеры проходят не в аудитории, а на сцене или на съемочной площадке, а потому еще первокурсниками стал выпускать студентов своей мастерской в массовку, и в настоящее время все они активно задействованы в текущем репертуаре нашего театра.
— О новых киноролях вы немножко рассказали, а в родном театре в каких премьерах вы задействованы?
— Есть много предложений и мало времени. Например, экс-киевлянин, в настоящее время американец Игорь Афанасьев собирается поставить свою пьесу «Басня об атамане Сирко, о шевалье д’Артаньяне и о турецком султане». Он предложил мне сыграть роль старого Сирко, среднего, — Остапу, а молодого — Дмитрию, то есть три поколения Ступок будут задействованы в постановке, а еще по сюжету пьесы нужен маленький мальчик, и на эту роль режиссер ищет юного исполнителя. Когда Афанасьев пришел с этим проектом, то я сказал, что это напоминает известную эпиграмму Валентина Гафта о Михалковых, и если ее перефразировать то она прозвучит так: «Страна, ты слышишь страшный зуд? Три Ступки по тебе ползут». Впрочем, думаю, что постановка о Сирко должна заинтересовать зрителей, потому что ради них мы, актеры, и работаем.
Выпуск газеты №:
№79, (2010)Section
Культура