Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Семь историй борьбы на всю жизнь

В Киеве состоялся премьерный показ документальной пьесы о правах женщин
28 марта, 16:42
Фото Алексея ИВАНОВА

«Есть женщины, которые готовы стать перед танками или ломать решетку, чтобы освободить своих сыновей, но не могут повысить голос на своего начальника», — это цитата из документальной постановки «Семь» о равноправии женщин, которую на днях представили ​​в столице. В основе пьесы — семь историй борьбы женщин-активисток из разных стран мира — Афганистана (Фарида Азизи), Пакистана (Мухтар Май), Камбоджи (Му Сокуа), Гватемалы (Анабела Де Леон), Нигерии (Хафсат Абиола), Северной Ирландии (Инес Маккормак) и России (Марина Писклакова-Паркер). Их голосами в Украине стали соответственно Оксана Сыроид, Тамила Ташева, Святослав Вакарчук, Сергей Жадан, Мустафа Найем, Оксана Забужко и Ада Роговцева. Казалось бы, некоторые опыты очень далеки от Украины, но о чем же истории этих женщин? О войне и беженцах, о протестах за свои права и кровавом разгоне полицией демонстрантов, о домашнем насилии, изнасилованиях, недостатке образования, борьбе против коррупции, политических убийствах, но главное — о пути противостояния этому. Как сказал один из чтецов постановки Святослав Вакарчук: «Если в спектакле не было сказано об Украине, то не думайте, что это потому, что у нас нет таких проблем».

Пьеса представлена ​​в формате сценических чтений, а истории выдающихся женщин-борцов озвучивают известные представители региона или страны. За время существования спектакля его увидели более 25 000 зрителей в 35 странах. Одной из самых громких премьер стало чтение в Европарламенте в Брюсселе, на базе НАТО с участием генералов командования НАТО. Режиссер украинской постановки Александр Крыжанивский довольно удачно подобрал чтецов под характеры героинь. Так, например, Оксана Забужко довольно органично смотрелась в образе ирландской активистки женского движения, которая боролась за права человека, трудовую и социальную справедливость, Ада Роговцева прекрасно озвучила российскую правозащитницу, которая открыла первый телефон доверия для пострадавших от домашнего насилия, а Сергей Жадан стал убедительным голосом женщины-члена конгресса, боровшейся против коррупции и выступившей за права бедных. Хотя стоит сказать, что у нас женщины-чтецы гораздо глубже смогли вжиться в роль, прочувствовать и передать судьбы своих героинь. «Я рад, что такие великие люди согласились принять участие в постановке. Они приходили на репетиции как обычные актеры. Да, было тяжело собрать их всех вместе одновременно — это удалось несколько раз. Но я сегодня снова был поражен их большим талантом », — говорит Александр Крыжанивский.

Пьеса сконструирована так, что все истории переплетаются между собой, а истории этих женщин зачитываются поочередно, отрывками. Это дает ощущение одной масштабной борьбы со многими деталями и коллизиями, с четко выраженной кульминацией, ведь всем этим женщинам в определенный момент угрожали, кого били, кого запугивали террористы, а кого-то — правительство, у одной из них убили обоих родителей, другой угрожали расправиться с ее малолетним сыном ... Но они все это пережили и несмотря ни на что продолжали свое дело. «Когда я читала слова своей героини, наткнулась на фразу «надо смотреть глубже». Я задумалась, о чем я говорю, к чему призываю? — делится Ада Роговцева. — Мне кажется, что это воспитание наших мальчиков и девочек. Мальчиков, которые были бы мужественными и нежными, и девочек, которые на всю жизнь были самодостаточными. Наши женщины это умеют, возможно, даже, как ни в одной другой нации. Самое главное — правильно воспитывать своих детей, которые сейчас подрастают во время войны. У нас редко когда среди игрушек попадалось оружие, а вот у моего внука Матвейчика — уже целый арсенал. Как с этим бороться? Наступают тяжелые времена для умных людей, для государственных людей, для каждого из нас».

Оксана Забужко в свойственной ей манере развила историю над персоналиями и перевела это в философско-историческую плоскость: «История женского бесправия является одним из показательных, культурно-выразительных случаев человеческого бесправия вообще. Эти семь женских историй, по большому счету, это семь общечеловеческих историй о том, как делается первый шаг, чтобы стать во весь рост и сказать «нет» насилию, унижению, всем голосам силы, которые говорят, что тебя не существует. Это борьба за право быть. Из этих семи историй должны научиться не только мужчины, но и мы все как мужчины и женщины, как люди, как украинцы, как граждане страны, ведущей войну против того более сильного, который говорит нам, что у нас нет права быть. И это тот самый голос, и то самое «нет». Это вечная история »...
Спектакль «Семь» проводился в Украине при поддержке Шведского Института, Посольства Швеции в Украине и Международного благотворительного фонда «Украинский женский фонд».
В Национальную музыкальную академию Украины
им. П. Чайковского, где ставилась пьеса, пришли народные депутаты, члены правительства — даже министр культуры Вячеслав Кириленко, известные культурные деятели. Ожидая начала постановки, зрители разговаривали в холле о правах, борьбе, свободе, звучали громкие слова, одним словом — о «высших материях». Но вот парадокс. После спектакля Святослав Вакарчук рассказал журналистам одну показательную историю. «На эту пьесу пришли две сотрудницы моего офиса, — говорит певец. — Для них были зарезервированы места в зале, но когда они туда подошли, оказалось, что там уже сидят какие-то мужчины, которые в результате не захотели вставать. Потом оказалось, что они якобы представители министерств, и их очень важно посадить. Поэтому я хочу сказать, что спектакль — это лишь первый шаг. Мы все должны изменять свое сообщество». И не только на словах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать