Сезон премьер в «Жовтне»
В одном из старейших киевских кинотеатров вновь показывают кино. Хорошее
На Подоле открылся новый кинотеатр «Жовтень». По сути — новый, хотя с другой стороны — один из старейших в Киеве. Он был открыт в 30-м году и построен по последнему тогда слову техники, а назывался «Девятое Госкино». Газеты тех лет назвали это событие ни много, ни мало как победой на культурном фронте. Перед сеансами к услугам посетителей были читальня, библиотека, игры в шахматы, шашки, домино и даже тир — модное и политически важное развлечение для пролетариата. В годы войны кинотеатр был наполовину разрушен и разграблен, но одним из первых отстроен заново, а затем постоянно расширялся и технически совершенствовался. Времена благоденствия завершились для «Жовтня» (так он стал называться с послевоенных лет), как и для всех прочих кинотеатров страны с развалом отечественного кинопроката. Потухший экран, ветхость и упадок — казалось, кроме этого «стоп кадра» в обозримом будущем в наших кинозалах нам ничего не светит. На общем безрадостном фоне редкие исключения — «Кинопанорама», «Дружба», тот же «Кинопалац» — оставались приятными, но все же исключениями.
Но вот и в «Жовтень» вернулось кино. Причем, во-первых, в полностью обновленный по новейшим технологиям для кинотеатров зал на 443 места, с большим полусферическим экраном, звуковой системой Dolby digital, удобными креслами, с кафетерием, гардеробом и живой музыкой в фойе. Во-вторых, кино качественное и новое, которое даже на пиратских видео еще не увидишь. А увидишь — так зря, ибо эффект восприятия будет изрядно искажен.
Метаморфозы с «Жовтнем» произошли за очень короткий срок — с весны нынешнего года, когда кинотеатр возглавила Людмила Горделадзе, которая с недюжинной энергией вопреки всем и вся многие годы доказывала, что в нашей стране может существовать нормальный кинопоказ. Теперь же, когда она возглавила кинотеатр, ей, как говорится, и карты в руки.
ЧЕМУ ЗАВИДУЮТ БОГИ?
Открылся «Жовтень» скромно, по-домашнему. На первый сеанс были приглашены свои: директора кинотеатров, видеодистрибьюторы, представители строителей, которые занимались реконструкцией здания. Показывали новую российскую картину «Зависть богов». По такому случаю в Киев даже пригласили режиссера Владимира Меньшова и актрису Веру Алентову, исполнившую в фильме главную роль — добропорядочной советской гражданки, верной жены своему нелюбимому мужу (актер Александр Феклистов), заботливой дочери и матери. Женщины милой, да уж больно затюканной, если учесть, что хотя действие картины и разворачивается в начале застойных восьмидесятых, но героиня Алентовой Соня все-таки не в какой-то Тмутаракани обретается, а работает редактором на ТВ в программе «Время». Особенно умиляет с каким искренним пылом Соня воплощает в жизнь тезис о том, что в СССР секса нет. На робкие просьбы мужа разнообразить их интимную жизнь — дает возмущенную отповедь, а просмотр у друзей — счастливых обладателей видика — «Последнего танго в Париже» вызывает у нее истерику оскорбленной добродетели. В общем, несчастная баба. Какая уж тут зависть.
Но стоило Соне встретить французского журналиста Андре (Анатолий Лобоцкий), голубоглазого и волоокого и твердые устои героини заколебались. Хотя она и сопротивлялась изо всех сил. Да и мыслимо ли: он иностранец, взглядов независимых, к тому же чуть моложе и тоже обременен семьей. Но — сердцу, как известно, не прикажешь, ну а уж совладать со страстью женщине, впервые испытавшей оргазм, сил никаких просто нет. И закружило их бездушное московское танго: с тайными встречами, с неистовыми поцелуями и обилием откровенных и рискованных сцен, на которые актриса Вера Алентова идет с завидной отвагой, а ее муж, режиссер Владимир Меньшов их снимает. На встрече со зрителями, кстати, Меньшов дал понять, что завидовать действительно есть чему. Дескать, им удалось снять эротические сцены без пошлости и с душой, а это было непросто, так как подобного опыта нет не только в российском, но и мировом кинематографе. Утверждение настолько спорное, что лучше, кажется, режиссера не разочаровывать и оставить без комментариев.
Ну, а конец у истории довольно грустный, боги все-таки позавидовали влюбленным: Андре написал правдивую статью по поводу сбитого советской стороной южнокорейского самолета и его в 24 часа выдворили из страны. Прощальное танго в Москве. Слезы в зале. Конец...
К фильмам Владимира Меньшова вообще и к этому в частности можно относиться по-разному, но режиссеру нельзя отказать в умении делать из актеров всенародно любимых звезд. По идее, «Зависть богов» должны сделать Анатолия Лобоцкого именно такой звездой. Он красив, в нем много человеческого и мужского обаяния, талантлив и нерастиражирован кино и ТВ (что, с другой стороны, странно и невесело, когда кинодебют у такого актера происходит в 40 лет). Теперь главное, чтобы его увидели зрители. Посетители «Жовтня», те немногие, кому это уже удалось.
ДВА ФРАНЦУЗА ПРОТИВ ГОЛЛИВУДА
На нынешней неделе в кинотеатре идет французский фильм (совместное производство с Италией и Германией) «Астерикс и Обеликс против Цезаря» — самая дорогостоящая на сегодняшний день картина на французском языке, бюджет которой 40 миллионов долларов. Она стала своеобразным ответом европейских кинематографистов голливудскому «Титанику». Ответом вполне весомым: за время проката (с февраля 1999 года) кассовые сборы фильма составили 111 миллионов долларов. Но зато и вложено в него, повторяю, немало. К тому же в работе над картиной были задействованы 700 технических сотрудников и рабочих, 60 актеров и 1500 человек в массовке, а также 460 животных — домашних и диких. Что же касается спецэффектов, то «Астерикс...» и тут ничуть не уступает американских блокбастерам: в фильме использован синтез, деформация кадра с помощью компьютера, анимационные вставки и прочие чудеса техники. В общем, в картине есть все, что необходимо большому зрелищному шоу, рассчитанному, в первую очередь, на детей и подростков, но в то же время прекрасно подходящему для семейного просмотра. Астерикс и Обеликс — персонажи самых популярных французских комиксов: за 40 лет было выпущено 30 альбомов о их приключениях, по семи из которых были сняты мультфильмы. Принято считать, что любовь публики к этой комической парочке (первый — худой и суетливый, второй — толстый и спокойный) объясняется еще и тем, что она выражает французское жизнелюбие, удаль и заносчивость. Воплотить на экране этих своего рода национальных героев взялись подлинные звезды: Жерар Депардье и Кристиан Клавье. А еще — супермодель Летиция Каста и оскароносный итальянец Роберто Бениньи. Поставил же эту довольно смешную кинофеерию знаменитый режиссер Клод Зиди. Действие фильма разворачивается незадолго до начала нашей эры. Вся Галлия уже оккупирована Римской империей, но одна неукротимая галльская деревня продолжает сопротивляться и целая императорская армия не может справиться с бунтовщиками, которые — ну прямо ни в какую — не желают платить налоги в казну (эта тема фильма наверняка найдет понимание у многих взрослых). Успех картины оказался столь впечатляющим, что ее создатели уже приступили к съемкам следующей — «Астерикс и Клеопатра». Вот так, с шуточками и смешками, самоуверенные галлы, глядишь, и впрямь вернут захваченную американским кино территорию своего кинопроката.
Выпуск газеты №:
№220, (2000)Section
Культура