Шоу контрабасов
Как часто мы слышим этот инструмент в симфоническом оркестре?Если в джазовых ансамблях его присутствием никого не удивишь, то для классической музыки солирующий контрабас продолжает оставаться изюминкой. В начале 2007 г. на сцене Харьковской филармонии прошел любопытный концерт: одесский контрабасист Владимир Чекалюк представил публике необычную программу — произведения для контрабаса с оркестром. Тогда зал взорвался овациями, в адрес филармонии посыпались просьбы о проведении новых контрабасовых концертов. Естественным следствием акции стало создание «Контрабас-шоу», которое было решено проводить ежегодно в зимние месяцы. Харьковчане увлеклись этим инструментом, и потому нынешнее шоу контрабасов стало уже доброй традицией.
Как известно, предшественница контрабаса — басовая виола активно задействовалась в ансамблевой музыке, потому контрабас и позаимствовал у нее некоторые удачные находки в конструкции — заостренный корпус, покатые бока и тот же принцип настройки. Появившись в XVII веке, двухметровый великан долго оставался в тени своих близких родственников — скрипки, альта, виолончели. Находясь где-то на «задворках» оркестра, контрабас скромно выполнял свою основополагающую функцию — он был фундаментом всей звучащей ткани. Естественно, что занятие у него было не из легких — выдержать на себе весь звуковой массив оркестра и не поддаться фальши. Однако не прошло и ста лет, как взор композиторов обратился в сторону контрабаса, что повлекло за собой вереницу новых находок в исполнительской игре, а главное — инструмент вышел на авансцену, у него появилась возможность похвастать перед публикой своими выразительными возможностями.
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, контрабас достаточно виртуозен, обладает огромным количеством выразительных приемов, что позволяет композиторам раскрыться в самых неординарных образах — от бурчащего негодования, легкой иронии до зловещих, где-то даже шаманских страстей. Одним из первых музыкантов, обративших внимание на контрабас, был скрипач и композитор, артист Венской оперы Карл Диттер фон Диттерсдорф — современник Гайдна и Моцарта, которому принадлежат несколько концертов для контрабаса с оркестром. Вослед классику контрабасовые произведения начали писать и романтики, и, конечно, композиторы ХХ века. Следует отметить, что перед современными авторами контрабас раскрывает бескрайние просторы для фантазии. Потому все чаще среди свеженаписанных партитур удается встретить нашего дорогого друга в качестве солирующего инструмента.
На сегодняшний день Харьков является единственной площадкой для «Контрабас-шоу». Уникальность мероприятия состоит еще и в том, что на сцене одновременно находятся пять солирующих контрабасов! Два отделения концерта построены таким образом, что в первом контрабас солирует в сопровождении оркестра, а во втором — участник разнообразных ансамблей.
В отличие от прошлогоднего шоу, где на концертной сцене выступали одесские контрабасисты во главе с их предводителем и преподавателем Владимиром Чекалюком, в нынешнем действе принимали участие и харьковские «контрабасы» — Юрий Вишневский, Станислав Мельник, Павел Благой.
Контрабас предстал в самых неожиданных амплуа. Во-первых, он имитировал свою предшественницу — виолу в музыке барочных авторов. Здесь контрабас элегантен, скромен, немного игрив. Удивительным произведением стала соната для струнного квартета, написанная 12-летним Джоаккино Россини — в будущем всемирно известным оперным композитором. Не обошлось и без премьер — «Закохані музики» для двух контрабасов с оркестром харьковского композитора Николая Стецюна порадовали яркостью и юмористичностью. Ударная установка, «блуждающий контрабас» в сочетании с симфоническим оркестром — это та роскошь, которую могут себе позволить современные авторы.
Подобные концерты хороши своей универсальностью. Дошкольники и юные «почемучки» встретились с интересным музыкальным инструментом, знатоки контрабасового искусства насладились изумительным исполнением артистов-профессионалов, искатели экзотики — познакомились с опусами современных композиторов. Поэтому вся публика взорвалась в овациях и неизбежными оказались вызовы на бис.
Сегодня контрабас — это модно, экзотично и экстравагантно. Московский «Сатирикон» ставит драматический «Контрабас» по П. Зюскинду (в этом моноспектакле блестяще играет Константин Райкин), а Харьковская филармония закладывает фундамент не только новых концертных площадок, но и феерических шоу.
Выпуск газеты №:
№17, (2009)Section
Культура