Перейти к основному содержанию

«Сичеславна» – покровительница театров из Приднепровья

16 мая состоялась церемония награждения победителей фестиваля
17 мая, 11:48
СПЕКТАКЛЬ «САМОУБИЙЦА» Н.ЭРДМАНА ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА «ВЕРИМ!» (ПОЛУЧИЛА ГРАН-ПРИ НА «СИЧЕСЛАВНЕ-2016»)

Театральный фестиваль-конкурс «Сичеславна» представляет искусство Приднепровья и объединяет театры Днепропетровска, Запорожья, Павлограда, Днепродзержинска и Кривого Рога. Основанный Днепропетровским отделением Национального Союза театральных деятелей Украины по инициативе актрисы, а в настоящее время председателя Правления ДМО НСТДУ Марии Проценко, в этом году форум состоялся в 24-й раз. Каждый год театры Приднепровья выставляют лучшие премьеры сезона, чтобы посоревноваться за звание самых достойных.

«Сичеславна-2016» насчитывала в своей афише 32 спектакля. Жюри, которое ежегодно меняет свой состав, просматривает постановки, путешествуя по городам и приезжая в каждый театр-участник. Идея делать такой обзор-конкурс новых театральных работ – чрезвычайно плодотворная и хотя Днепропетровское отделение Союза в процессе проведения сталкивается с решением целого ряда проблем организационного и материального характера, они не отказываются от «Сичеславны», видят в этом фесте необходимый момент творческого соревнования. То, что театры знают, что у них будет возможность показать свои работы и услышать профессиональное мнение коллег, побуждает к попытке делать спектакли оригинальными, насыщенными новыми, интересными решениями, настроенными на художественные открытия. Кроме того, существуют специальные награды «Сичеславны» – «Честь, достоинство, мастерство», «Лучший директор», «Пропаганда театрального искусства».

Анализируя результаты «Сичеславны» за многие годы, есть возможность сделать выводы относительно развития и движения театров региона. Определенный срез театральной картины Приднепровья дополняет впечатление от общего состояния украинского театра. Это позволяет увидеть отличия и общие черты творческих процессов, которые происходят на театральных меридианах мероприятия, севера, юга, центра и востока нашей страны.

Действительность, в которой существуют театры Приднепровья, во многом схожа с общей украинской. Более явным становится ощущение смены творческих поколений, по спектаклям видно, что громче о себе заявляют молодые режиссеры, сценографы, балетмейстеры, актеры, представители следующей творческой генерации. Но и мастера старшего возраста, как говорится, не сдают позиций и продолжают плодотворно работать. Амплитуда расхождений в подходе к работе над сценическим произведением имеет значительные колебания. Кто-то живет будущим и уверенно разведывает пути нового художественного языка, кто-то исповедует ценности прошлых лет. Хорошо, что пространство театра безгранично и зрителей хватает на все искусство, предложенное театрами. И все же время решительно требует нового, неординарно искреннего, личностного, такого, которое может выйти на обобщение и коснуться сердца каждого зрителя.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТРАНСТВИЯ

 Театральный марафон «Сичеславны-2016» начался с Запорожья. Участники – Академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Магара, Муниципальный театр-лаборатория «VIE», Муниципальный Театр Танца, Академический Театр юного зрителя, Театр кукол.

Музыкальная сказка «Пан Коцький» Н.Игнатьевой (режиссер В.Попов) Театра им. В. Магара поразила свежестью подхода к классическому материалу украинской сказки. Действие переносится в гуцульский край с пейзажами карпатских гор, по которым идет рождественская коляда. Колоритная вереница рождественского шествия крестьян, которое в видеопроекции на заднем плане выглядит объемно и в перспективе, визуально приближается к зрителям, и вот уже настоящие актеры в образах сказочных персонажей выходят на сцену и начинается действо. Ребенку предлагается сказка с известным сюжетом, но она способна захватить фантазией постановщиков. Интрига держит в напряжении, что же за страшный зверь – этот Коцький? Все лесные жители, под руководством очаровательной Лисичкой (К.Стаценко) несут Коцькому еду и питье. Запуганные, они особо не задумываются над очевидными вещами. Ассоциации понятны взрослым зрителям, а детвора получает веселую музыкальную забаву, обращенную к украинским традициям, окунающую в атмосферу сказки с мудрыми выводами.

В масштабной работе Театра им. В.Магара – драме «Гетман Мазепа» Б.Лепкого (режиссер Е.Головатюк) представлена Украина времен опального гетмана. Стараясь разобраться в трагедии Мазепы исходя из общественной личностной сущности этого героя, режиссер прибегает к эпическому повествованию. Зачином определяется главная тема – молитва за Украину. Этому способствует и сценографическое решение, лишенное бытовизма, обозначенное пафосом и символическими признаками. Тема государственнических дел тесно переплетается с темой любовных отношений Мазепы с Мотрей, которая превалирует в спектакле. Театр стремится сказать и свое слово в давнем споре: Мазепа – изменник или патриот? Слово это «говорится» в духе традиционного национального театра, в эстетике прошлых лет. Но благодарный зритель, впрочем, находит параллели с событиями современной Украины.

Театр Танца под руководством Л.Неверовой продемонстрировал оригинальный взгляд на красноречивые возможности движения, пластики, хореографии. В спектакле «Белое Черное» (режиссер А.Романов, хореограф Д.Жужура) в противостоянии двух начал – противоречие вселенной, темной и светлой, добра и зла, вечности и мгновения. Чистота приема соответствует исполнению. Артисты, обозначенные цветом костюмов, в изысканной хореографии ведут тему вечного поединка темных и светлых сил и их неизменного тяготения друг к другу в стремлении гармонии. А сказка-балет «Гадкий утенок» представила буйство фантазии режиссера А.Романова и хореографа К.Пригородовой. Прекрасный материал для демонстрации пластичных характеристик разных представителей птичьего двора – цыплят, индюков, утят, петухов. В сценографии – моменты, будто бы детской, наивной бумажной аппликации, на ее фоне изысканно работает иллюзия воды, воздуха, движения белого пера. Трансформация гадкого утенка в красавца-лебедя – тема очень благодатная для хореографического воплощения, и Театр Танца представляет фантазийную, удивительную сказку с яркими превращениями, которые очаровывают зрителей.

В спектакле «Последний пылкий влюбленный» Н.Саймона Запорожского ТЮЗа всего два исполнителя: С.Цевелев, он же режиссер, и В.Лютинская. Но они создают полноценный спектакль, условно разделенный на три части, где одна актриса играет трех героинь. В.Лютинская настолько искусно перевоплощается, что ее не узнать. Стопроцентная органичность, оригинальность актерских решений, скрупулезная разработка характеров. На сцене – стильный актерский дуэт, игра в «пинг-понг» репликами, диалогами, мизансценами, пластикой, взаимодействием. Высокое мастерство исполнителей дает возможность из комедийности предложенной ситуации выйти на тонкий психологизм темы одиночества человека в этом мире, темы верности и любви.


ОПЕРА «ТРАВИАТА» Д.ВЕРДИ (ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА)

Днепропетровский театр оперы и балета на нынешней «Сичеславне» представил три спектакля – оперу «Травиата» Д.Верди (автор идеи Ю.Чайка, режиссер О.Дугинов, дирижер Ю.Пороховник), музыкальную сказку «Карлик Нос» (режиссер М.Овсяников, дирижер О.Кулишов) и балеты «Сильфиды» Ф.Шопена, «Пахита» Л.Минкуса. Флагман оперно-балетного искусства приднепровского региона продемонстрировал высокое исполнительское мастерство, интересную жанровую палитру классической интерпретации, результаты поисков современного музыкального высказывания.

Исследование сути актерской профессии происходит в спектакле «Прощание на бис» П.Куилтера (режиссер В.Мазур) Днепропетровского молодежного театра. Принцип «театра в театре» дает возможность зрителям как бы заглянуть за кулисы, увидеть обратную сторону сцены, почувствовать, что таится в театральном мире, где искренность граничит с лицемерием, а правда с бутафорией. Исполнительнице роли Лидии О.Галицкой предоставляется счастливая возможность сыграть героиню, а в ее образе еще и Раневскую в чеховском «Вишневом саду». Героиня хочет уйти из театра, и в конце концов, не может. Да, «отравленные» театром никогда не смогут бросить его, избавиться от этого сладкого обмана, который дает силы и в то же время отнимает их. Театр – это любовь на всю жизнь!


КУКОЛЬНІЙ СПЕКТАКЛЬ «НЕ УЛЕТАЙ»» (ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР)

Днепропетровский молодежный театр выдвинул на фестиваль и кукольный спектакль «Не улетай!» А.Болдинова в постановке молодого режиссера В.Барко. Вся сценография (художник Н.Коцар) вмещается в волшебную шарманку на колесах, расписанную, как сказочный домик. Она раскладывается актерами на глазах зрителей и возникает сценическая площадка, на которой возвышается Чучело (С.Олейника), статично приписанное к своему огороду, а рядом с ним его друзья – Кот (В.Горб) и Аист (Л.Агатенко). Актеры, которые работают в живом плане, открыто, не переигрывают куклы. Они по-настоящему «одухотворяют» эти маленькие создания. Безукоризненная работа с куклами, органика движений, убедительная пластика, языковая партитура. Не дидактично сухо подводится к воспитательной морали, а чрезвычайно эмоционально, насыщенно. Маленький зритель будет переживать события сказки, как будто настоящую жизненную историю, подружится с Аистом, посмеется над выходками Кота, посочувствует и порадуется за Чучела.

Днепродзержинский музыкально-драматический театр им. Леси Украинки представил два спектакля одного режиссера О.Варуна. В мюзикле для детей по мотивам украинских народных сказок «Я – Котигорошко», режиссер предлагает игру, используя для сценографии гипертрофированные графические детали конструктора. Видоизменяясь, трансформируемые части конструктора определяют место действия. Здесь и горы, и река, полет, двор, логово змея. История путешествия Котигорошко (Е.Конорев) к Змею (А.Вертий) становится возможностью продемонстрировать культуру и традиции разных мест Украины, выразительность казацких боевых искусств. Изобретательно представлен образ Змея, который оказывается многофигурным существом, все его части побеждает Котигорошко.

Современная пьеса «Откуда берутся дети?» А.Крыма поднимает вечные темы бытия – рождение детей, ответственность перед ними, отношение к необходимости и возможности быть родителями. Объемное по сюжетным линиям произведение дает возможность режиссеру выстроить изобретательную коллизию, а актрисам создать убедительные образы многодетной матери, беременной, которая отдает своего ребенка суррогатной матери, женщины, которая потеряла младенца. Спектакль сильный психологической разработкой характеров, эмоциональными комедийными моментами, максимальным приближением к действительности. Ощущение, что спектакль «покидает» пределы сцены, приближает героев к зрителям, и поле сопереживания становится общим.

В спектакле «Доходяги» Ж.Сиблейраса Днепропетровского театра им. М.Горького (режиссер В.Зубчик) – замечательное трио ведущих актеров: Е.Звягин, В.Жевора, С.Федоренко. Ветераны войны, которые оказались в доме для престарелых и пытаются превратить свое нынешнее существование в жизни, разные за характером и отношением к жизни. Все эти черты ярко воплощают актеры, комичный Фернан, доброжелательный и романтичный Рене, суровый Густав. Обстоятельства объединяют их в едином порыве любить, хотя и в последние дни своей жизни.

Спектакль «Король Лир» У.Шекспира (режиссер М.Мельников) Криворожского театра драмы и музыкальной комедии им. Т.Шевченко доминантой сценического повествования делает тему войны. Противостояние возникает после решения Лира (В.Бездомников) разделить свои земли между льстивыми дочерьми, отказавшись от искреннего чувства любви младшей Корделии. Разделенное королевство, декорация «разваливается» на три части (художник М.Бабичев). Ими  будут «жонглировать» воины – будут присоединять, разъединять,  переставлять, выдвигать на авансцену, цепляться за них. И все на фоне войны в красных вспышках огня. Здесь Лира не жаль, это он – виновник всех дрязг, которые привели к смертям и должен расплатиться за свое слепое сердце. Тема борьбы за власть, которая не имеет точек остановки, ассоциируется с суровой современностью, которая бурлит на территории Украины.

В сказке «Теремок – счастливый дом» О.Безгодова (режиссер О.Борсук) Криворожского Театра кукол – тоже борьба за жизненную территорию, правда, не такая кровавая, как в «Короле Лире». Здесь избушку, в которой поселились Лягушка, Мышка, Петушок, Ежик, хотят захватить Волк, Лиса и Медведь. В форме веселой игры, в изобретательных и функциональных декорациях (художник С.Тихонова), добро побеждает, и детвора учится добру – нужно жить в мире и согласии!


СПЕКТАКЛЬ «АКАКИЙ» КРИВОРОЖСКОГО ТЕАТРА «АКАДЕМИЯ ДВИЖЕНИЯ»

Новую сценическую редакцию своего известного спектакля осуществили в Криворожском театре музыкально-пластических искусств «Академия Движения», дав другое название «Акакий» (режиссер О.Бельский). Актеры в спектакле новые и основная тема остается главной – маленький человек и его судьба в безжалостном мире. В насыщенной визуальной партитуре спектакля задействовано много персонажей и угадывается четкое противостояние сил, которые властвуют над человеком. П.Михайлюк существует чрезвычайно органично в пластическом образе Акакия. Кроме техники физического исполнения, поражает психологическое проживание роли, которая гармонично возникает из пластики. Чрезвычайно целостный спектакль, где режиссерский замысел, зрительный образ, музыкальный фон создают пространство для взрыва актерской фантазии. И это делает его изысканным, ярко эмоциональным театральным действом.

Днепропетровский молодежный Театр «Верим!» представил спектакли: «Почему заяц спит с открытыми глазами?» (режиссер В.Чернова) и «Самоубийца» Н.Эрдман (режиссер В.Петренко). Студенческую работу «Антигона» Софокла, Ануя определенным образом тоже можно отнести к продукции Театра «Верим!», ведь  постановку со своими студентами осуществил В.Петренко и играется она на Малой сцене Театра.

Античная драма «Антигона», оказывается, написана на века. Проходят времена, а человеческая суть неизменна, войны не прекращаются, и герои уходят в небытие. В.Петренко задумывает спектакль как метафору этого постоянства человеческой природы. Местом действия становится стилизованная детская песочница, в которую, будто из-за кулис истории, заходят действующие лица. Как дети, они играются песком, игрушками, маленькими фигурками солдатиков. Но в то же время они похожи на археологов, раскапывающих тайны веков. Такие найденные античные маски закроют актерам лица, игра станет реальностью и разбросанных по земли солдатиков «сметет» неумолимая метла судьбы. На свалку истории. Противостояния обязанностей и хитросплетений власти, убеждений и приспособленчества, силы и любви приведут к гибели маленькую Антигону (В.Богачева). В ее диалогах с Креоном (О.Манастырский) прослеживаются такие имеющиеся параллели с современными претензиями к власти, что остается лишь удивляться дальновидности Софокла.

Спектакль «Самоубийца» показался наиболее мощным в «Сичеславне-2016». В написанной в 1920-х пьесе, В.Петренко находит яркие, выразительные параллели с современностью, впрочем, придумывает собственную трактовку темы Эрдмана. Действие начинается в жанре фарса, актеры подают своих персонажей в гипертрофированном виде, с нарочито комичными характерными чертами. Но фарс постепенно достигает апогея абсурда, превращаясь на трагифарс. Главный герой Подсекальников (Т.Шевченко), который вдруг решил покончить с жизнью, а затем отбрасывает эту безумную мысль, подается режиссером с намеком на внешность и пластику Чарли Чаплина. Так, Подсекальников – маленький, бесправный человек, на которого давят, которого заставляют, но он, как ловкий, сообразительный малыш Чарли, всех обводит вокруг пальца. Спектакль масштабен размахом визуального ряда, призрачностью декораций, свето-звуковой партитурой, метафоричностью наполненных смыслов. Таков выразительный срез общественной жизни тех времен со всеми колоритными персонажами! Скольких из них можно узнать в героях нашего времени? Актерский ансамбль работает безукоризненно, как согласованный и идеальный механизм, разработка характеров филигранна, выполнена виртуозно, изобретательно и не банально.

Если когда-то для Эрдмана его «Самоубийца» реально завоевывал собственную жизнь в борьбе с системой, винтики которой появлялись в образах того ряда персонажей, для В.Петренко эта тема приобретает несколько иное звучание. Образ Подсекальникова для режиссера – олицетворение театра, культуры как таковой. Ключевой фразой в спектакле становится акцентированное постановщиком высказывание: «Сейчас нам как никогда нужны идеологические покойники!» Следовательно, театр, который говорит правду, который являет собой голос совести, не нужен. Лучше его с почестями… похоронить, как стремятся положить в гроб Подсекальникова. Но своим спектаклем В.Петренко доказывает, что настоящий театр не так просто сделать «идеологическим покойником», что он способен побеждать, и искреннее искусство будет всегда звучать и находить путь к зрителям.

Таким эстетическим утверждением можно завершить рассказ о «Сичеславне-2016». При достаточно многоцветной палитре ее афиши, в перечне спектаклей четко прослеживается убеждение – искусство должно вдохновлять, быть честным, искренним, высоким! В таких условиях Театр сможет стать местом духовной силы, такой необходимой человеку, который хочет жить достойно!

ПОБЕДИТЕЛИ

Гран-при «Сичеславна-2016» получил спектакль «Самоубийца» Н.Эрдмана Днепропетровского молодежного театра «Верим!» (режиссер В.Петренко)

Гран-при «Надежда Сичеславны-2016» получил режиссер Вячеслав Барко за спектакль «Не улетай» А.Болдинова в Днепропетровском молодежном театре

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать