Сквозь очки Эко
Роман Яцив — о мастерстве гения карикатуры и проницательного рентгенолога национального характера
Сейчас, в условиях пандемии, карантина и самоизоляции очень важно не поддаться панике и тревожным состояниям, поскольку доказано, что психологическое здоровье сказывается на способности организма бороться с вирусом.
Чтобы достичь этого, нужно уметь правильно организовать свой день, и в этом дне обязательно должна быть лазейка для саморазвития.
Также крайне важно, чтобы это было комфортное саморазвитие.
Так почему бы не прибегнуть к изучению историй креативных, с хорошим чувством юмора, украинцев? К примеру, Эдварда Козака?
«День» неоднократно обращался к творчеству этой незаурядной личности. В частности, в публикации проректора Львовской академии искусств, историка искусства, исследователя жизни и наследия Козака — Романа Яцива «Интеллектуальные предостережения Эдварда Козака (см. «День» от 5 декабря 2018 г.).
В материале говорилось о том, что Эдвард Козак, художественный псевдоним Эко, (1902-1992) — не просто легенда украинской культуры межвоенного Львова и диаспоры, но и дальнейший спутник исторического хода нации. «Его голос не стал слабее, а оружие — карикатурный жанр графики — не теряет остроты, — отмечал профессор Яцив. — Актуализируются произведения Эдварда Козака даже 80-летней давности, а некоторые его оценки политических событий в мире 1950-1980-х годов будто подсмотрены из современности. Больше всего это касается политики Москвы в отношении Украины. На эту тему выдающийся художник создал сотни карикатур в редактируемом им самим сатирически-юмористическом журнале «Лис Микита» — выдающемся интеллектуальном памятнике украинского зарубежья (выходил в Детройте, США в 1951-1991 гг.). Поведение милитарно озабоченного северного соседа в Украине и во всем мире в 2014-2018 годах в деталях, на широкой психологической палитре, расписано в многочисленных рисунках Эко на темы мировой истории предыдущих десятилетий».
ЭДВАРД КОЗАК ВОЗЛЕ КАРАВАЯ, ПОДАРЕННЫМ ПО СЛУЧАЮ ЕГО 70-ЛЕТИЯ. ДЕТРОЙТ, 1972
Кому интересна политическая сатира Козака, может полистать архивы «Дня», чтобы и с текстами о нем ознакомиться и карикатуры вроде «В России ничто не изменилось» (с 1957 года!) посмотреть.
Я обратилась сейчас к Роману Яциву с просьбой рассказать об Эко как о придирчивом, но незлобивом юмористе, который изучал национальную жизнь украинцев во всех измерениях бытовой психологии.
Это очень интересно! И очень подходит к ситуации карантина и самоизоляции. Прежде всего, тем, что щедро сдобрено непревзойденными работами Мастера.
Не верите? Так проверьте!
«ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ — НА ЗДОРОВЬЕ!»: ЭДВАРД КОЗАК
...1934 год. Львов. Кафе. За столиком — понурый карикатурист Эдвард Козак, которому недавно исполнилось 32 года. К нему подходит один из приятелей и спрашивает: «Эй, а ты чего такой грустный?» «Потому что я сейчас не работаю», — ответил главный редактор юмористического журнала «Комар».
ЭДВАРД КОЗАК. В АМЕРИКАНСКОМ БАРЕ. 1960-Е ГГ
Работал или не работал в тот день или вечер известный каждому галичанину и галичанке художник, который уверенно начинал свой творческий путь? Эко (таким был его самый известный творческий криптоним) никогда не терял времени зря! Его острая мысль и наблюдательный глаз схватывали все, что в дальнейшем становилось объектом сатиры, точных психоэмоциональных характеристик человека. Вот какой он уже имел к тому времени опыт: «Очень распространенный у нас взгляд, что сделать с кого-го карикатуру — это значит «максимально паскудно» исказить чье-то лицо, — абсолютно ложный.
Художник-карикатурист, хоть и может свободно «перебарщивать», все же должен строго придерживаться всех принятых правил эстетики. Нарисовать кому-то нос, как картошку, и тыквообразную голову на тоненьких ножках — это дешевые эффекты, которых истинный карикатурист никогда не использует. Хотя может и быть, что данный тип имеет нос нескромных размеров, то для карикатуриста он может быть совсем не интересен и он может этим пренебречь».
ЭДВАРД КОЗАК. НАРОДНЫЕ ТИПАЖИ. 1950—1960-Е ГГ.
Мастерство Козака-карикатуриста оттачивалось на протяжении многих десятилетий упорных творческих практик, многочисленных рисков, которые исходили от тоталитарных систем отдельных государств, от недружественных лиц, трусость которых преобладала над чувством юмора. В этой вдохновенной работе Эко создал и свою ту «империю», в которой он был едва ли не самым справедливым и добрым лидером. Его талант не могли побороть ни цензоры, которые в ночь печати львовского журнала «Комар» вырезали прямо в цехе типографии карикатуры с первой или другой страницы, взамен ставя короткий вердикт «Консфисковано», ни суды, которыми угрожали гению за его точные сатирические квалификации тех или иных официальных лиц. Вместе с тем, на таких фронтах противостояния со злом формировалась и другая ценностно-смысловая установка автора, которая укреплялась всю его жизнь и стала квинтэссенцией его «этнософии».
ЭДВАРД КОЗАК. ИЗ ЦИКЛА НАРОДНЫХ СЦЕН. 1950—1960-Е ГГ.
ГРИЦЬКО ЗОЗУЛЯ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ «ХОЛОПСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
...Как и с другими мотивами, так и в этом случае, однажды днем (или вечером) в тесный комнате своего львовского обиталища (на улице песочный), а может, в местном кафе, или же это во время посещения родного села Горное возле Стрыя, или гуцульского Космач, открытого ученикам своей художественной школы знаменитым Алексеем Новакивским — начала рождаться большая философско-мировоззренческая тема Эдварда Козака, которая впоследствии приобрела универсальные (визуально-вербальные) формы. В центр этой «народописной» модели Эко установил вымышленного персонажа Григория Зозулю, некий собирательный лирически-юмористический образ «национального характера». Официальное время его появления — 1948 г., место — Германия, локация — один из лагерей для перемещенных лиц Украинства, которые после трагедий Второй мировой войны ждали административных «протоколов» на дальнейшую семейную жизнь в свободном мире. «Григорий Зозуля по желанию автора должен быть олицетворением «холопской философии», или, как некоторые у нас называют, «холопского ума». Этим очень простым, но очень правдивым разумением он должен рассматривать разные наши общественные, политические и бытовые дела и болячки», — писал сам Эдвард Козак о своей творческой идее. С тех пор в каждом номере основанного и редактируемого им сатирически-юмористического журнала «Лис Микита» (выходил сначала в Мюнхене, а с 15 ноября 1951 г. — в Детройте (штат Мичиган, США) появлялся сообщение «К честной элите» от этого вездесущего комментатора национальной жизни во всех измерениях бытовой психологии украинцев.
ЭДВАРД КОЗАК. ИЗ ЦИКЛА НАРОДНЫХ СЦЕН. 1950—1960-Е ГГ.
В 1973 г. эту коллекцию текстов, написанных на специально созданном языке (определенная комбинация диалектизмов в авторской шутливой «приправе»), Эко издал отдельной книгой, дополнив ее большим визуальным рядом касательных тематических групп графики (в основе — серия «Типы галицкого села»). «Читайте и смотрите — на здоровье!», — обратился он к потенциальным читателям этой книги.
ЭДВАРД КОЗАК. ИЗ ЦИКЛА НАРОДНЫХ СЦЕН. 1950—1960-Е ГГ.
«Я, когда рисую, — не знаю, почему люди после смеются, — писал еще молодой Эко. — Я стараюсь зафиксировать в данном лице или ситуации характеристическое. Возможно, что мы все такие смешные, а ситуации такие веселые...»
ЭДВАРД КОЗАК. СЕЧЕВОЙ СТРЕЛЕЦ С ДЕВУШКАМИ. 1950-Е ГГ
Сегодня есть возможность насладиться талантом и жизнеутверждающим духом великого Украинца, гения карикатуры, проницательного рентгенолога национального характера. Как писал о нем еще в далеком 1947 году писатель Зенон Тарнавский, «сквозь свои очки Эко видит больше, чем это дано рядовому из нас. Он без злобы и ехидства видит человеческие пороки и недостатки, зафиксируя их в гротесках и карикатурах, которые всегда вызывают искренний смех и заставляют зрителя задуматься, взглянуть на себя самого».
ЭДВАРД КОЗАК. ЯРМАРКА. 1940 ГОДА. ТЕМПЕРА
Выпуск газеты №:
№75-76, (2020)Section
Культура