След земных деяний
На днях в Киеве состоялись гастроли вильнюсского «Театра Оскараса Коршуноваса» (ОКТ). На фоне событий Евромайдана этот визит стал знаковым
В столичном центре современного искусства М17 показали недавнюю премьеру — моноспектакль «Последняя лента Крэппа» по культовой пьесе абсурдиста Самюэла Беккета с известнейшим литовским киноактером Юоазасом Будрайтисом в заглавной роли.
Театральное событие, запланированное посольством Литвы в Украине в аккурат после Вильнюсского саммита, еще неделю назад имело подтекст лишь изящного художественного жеста, закрепляющего расширения европейского пространства. Но в свете последних событий в нашей стране этот визит именитых литовцев стал знаковым, отстаивающим куда более значимую максиму: вне зависимости от политических раскладов, культурная интеграция Украины в европейский контекст началась давно и продолжается. Пусть и без планомерной государственной поддержки, вне всяких стратегических программ развития, силами преимущественно самих людей искусства, их частных инициатив (за эти гастроли стоит отдельно поблагодарить Чрезвычайного и Полномочного посла Литвы в Украине Пятраса Вайтекунаса и атташе по вопросам культуры Дайву Дапшине).
Для украинского зрителя имя режиссера Оскараса Корушноваса, к сожалению, малознакомо. Куда более известны у нас его соотечественники Эймунтас Някрошюс и Римас Туминас, редко, но все же наведывающиеся (преимущественно в Киев) с новыми спектаклями. Хотя следует заметить, что Коршуновас не менее знаменит и мастеровит! Вот уже полтора десятка лет без его постановок не обходится ни один уважающий себя европейский театральный фестиваль, а в его родном Вильнюсе созданный им камерный театр «ОКТ» постоянно находится в центре всеобщего внимания.
Киноактер Юозас Будрайтис, снявшийся в более чем 120 кинофильмах и телесериалах (вспомнить хотя бы «Никто не хотел умирать», «Подранки», «Бархатный сезон», «Щит и меч», «Опасный возраст», «Инспектор Гулл», «Богач, бедняк» и др.), по его словам, был приятно удивлен вниманием киевлян к его персоне в публичных местах. К слову, идея совместной работы над пьесой Беккета принадлежала именно Будрайтису и возникла сразу же после знакомства с первыми постановками Коршуноваса по произведениям Даниила Хармса в середине 1990-х. Но, как сознаются и режиссер, и актер, в то время замысел явно превосходил их возможности, поэтому терпеливо ждал своего часа... более двух десятилетий.
Пьеса «Последняя лента Крэппа» Беккета неимоверно сложна своими бесхитростными откровениями о жизни и смерти. Чтобы сыграть Крэппа, и об этом помнили авторы, нужно сначала превратиться в него! То есть дойти до той черты, когда рассуждения драматурга о тлене и прожитой жизни не кажутся притянутыми за уши, а органично дополняют собственные размышления.
Юозас Будрайтис — безупречный комильфо в жизни, на сцене без лишнего стеснения превращается в полоумного затворника Крэппа, который мало заботиться о внешнем виде и манерах поведения. Для Крэппа с возрастом эволюция поворачивает вспять, разум угасает. Последние дни герой коротает, слушая собственные магнитофонные записи, фиксирующие разрозненные воспоминания и рассуждения о бренности бытия. На сцене (в крохотном круге света настольной лампы стол с магнитофоном, на полу) — невесомые груды скомканной кассетной пленки, хранящей бесценные следы чьей-то жизни. Вся жизненная территория Крэппа сжата, будто шагреневая кожа, до этого крохотного пятачка.
Беккетовский текст играется подробно, без малейших купюр. Будрайтис, привычный к крупным планам в кино, с филигранной точностью и просто-таки восхитительной чуткостью к фальши и наигрышу подробно передает тончайшие нюансы внутренних перемен в его герое. Обрывки невысказанных мыслей, мгновенные перепады настроения, поминутные сломы линии поведения, сосредоточенное вглядывание во внутрь собственной души — составляют основу партитуру роли. А интермедия с поеданием бананов превращается в спектакле в забавный аттракцион, ведь кожуру Крэпп метко швыряет на головы зрителей, будто заявляя, что не нуждается ни в сочувствии, ни в сентиментальной жалости. Его задача — иная, заставить каждого в зале ощутить, как течет по венам время, безвозвратно ускользая и оставляя взамен лишь обрывки воспоминаний...
Крутиться бобина магнитофона, звучит голос Крэппа из прошлого, возвращаются детали, имеющие значение лишь для этого старика: упругий черный мячик в руке, тишина одинокого дня рождения, тепло тела любимой женщины...
Режиссер Оскарас Коршуновас, вторя Беккету, настаивает на том, что жизнь состоит из острых осколков, которые невозможно выложить в прежний узор. Смерть, напротив, целостна и весьма однозначна. Хотя финал спектакля, в отличие от пьесы Беккета, не так уж прямолинеен. Крэпп Будрайтиса замирает в кресле с остекленевшим взглядом и полуоткрытым онемевшим ртом, а голос на пленке продолжает звучать! Коршуновас утешительно заключает, что след человеческой жизни куда длиннее ее земного срока...
Выпуск газеты №:
№224, (2013)Section
Культура