Перейти к основному содержанию

Следы стоимостью в миллиарды

В отечественный прокат вышло две сказки
13 октября, 13:35
МАРСИАНСКАЯ МИССИЯ «АРЕС-3» БЫЛА ВЫНУЖДЕНА ЭКСТРЕННО ПОКИНУТЬ ПЛАНЕТУ ИЗ-ЗА НАДВИГАЮЩЕЙСЯ ПЕСЧАНОЙ БУРИ. ИНЖЕНЕР-БІОЛОГ МАРК УОТНИ ПОЛУЧИЛ ПОВРЕЖДЕНИЕ СКАФАНДРА, А ПОТОМУ КОЛЛЕГИ РЕШИЛИ, ЧТО ОН ПОГИБ, И ЭВАКУИРОВАЛИСЬ С ПЛАНЕТЫ, ОСТАВИВ МАРКА ОДНОГО... / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA

Это лента Джо Райта «Пэн: Путешествие в Нетландию», предназначенная для детей, и «Марсианин», которого снял известный кинофантаст Ридли Скотт, – фильм, призванный развлечь взрослых, которым в ежедневной жизни не хватает приключений и адреналина...

Впрочем, историю Питера Пэна, который из британского приюта времен Второй мировой войны попал в волшебную страну Нетландию, охотно посмотрят и взрослые. По крайней мере, мой сосед по креслу, который пришел на детскую сказку с женой и с дочкой лет шести, в течение всего фильма подбадривал десятилетнего Пэна (Леви Миллер) своими наставлениями: «Давай, пацан, прыгай, не бойся! Это по-нашему, по-мужски... Молодец, пацан, главное перебороть себя!». А пацану Питеру Пэну нужно перебороть в себе страх. Потому что страх и любовь (сердце Пена наполнено любовью к утраченной маме) несовместимы. Похищенный пиратами, вместе с другими мальчиками, он попадает, что называется, на «рудники». Там, сброшенный в пропасть злым вожаком бандитов Черной Бородой (Хью Джекман), Пен мог и погибнуть, если бы неожиданно для себя не обнаружил способность летать (при этом герой заставляет вспомнить не Карлсона, а другого популярного литературного персонажа – Гарри Поттера).

Но простые мальчики не летают даже в сказках. Итак, Пэн оказался сыном феи, на которого была возложена миссия спасти волшебный мир фей от пиратов. На то она и сказка, чтобы, развлекая нас небылицами, учить мужеству в борьбе со злом. Учитывая то, как на фантастическую историю Питера Пэна реагируют даже взрослые мужественные мужчины, фильм свою миссию выполняет. Интересно при этом, что авторы картины, создавая яркий мир Нетландии, где каравеллы летают прямо по небу, противопоставляют его не просто серости, мрачности Лондона, который бомбят самолеты Люфтваффе. Критика мира взрослых здесь касается не только политических институтов, которые приводят к войнам, но даже Церкви – монахини, которые должны воспитывать в любви и заботе детей-сирот, не просто их обворовывают и объедают, но и продают пиратам.

Религиозный мотив, пусть не так навязчиво, появляется и в «Марсианине». Фильм рассказывает об астронавте, которого команда, ошибочно считая погибшим во время страшной бури, оставила на Красной планете. Биолог Марк Уотни (Метт Деймон), оказавшись в крайне экстремальной ситуации (очередной космический корабль должен был прилететь только через четыре года), чтобы добыть огонь, снимает тонкую стружку с креста с распятием, при этом панибратски общаясь со Спасителем. Таким образом авторы фантастического триллера о том, как человек благодаря свои мужеству и знаниям сам выживает на Марсе, испытывают не только прочность нашей веры, но и ее качество: будем ли мы морализировать по поводу того, что святыню используют не по ее прямому назначению? К тому же здесь подчеркивается, что именно человек является царем и богом, что он сам способен справиться даже там, где во времена веры уповали на молитву...

Фильм, который не претендует на глубину, по крайней мере дает, как минимум, один важный урок: чтобы не только выжить в экстремальных условиях, но и просто не потерять свою жизнь, ее нужно структурировать, определив приоритеты и наведя вокруг себя (и в себе) порядок, поставив четкую цель. Собственно, Марк вызывает симпатию зрителя благодаря своему бесстрашию, изобретательности и способности к анализу ситуации. Между тем, «Марсианин» не дает ответ на основной вопрос: а что главные герои делают на далекой планете за сотни тысяч миллионов километров от Земли? Почему безумные усилия и расходы тратятся сначала NASA, а в дальнейшем и китайским космическим агентством, чтобы спасти одного астронавта (привет от «Спасти рядового Раяна»), тогда как правительства самых богатых стран мира ради своей национальной цели легко жертвуют целыми народами? Чем оправдано такое космическое расточительство, когда сотни миллионов людей на планете испытывают нехватку пищи и воды? Мне хотелось бы услышать убедительный ответ на эти вопросы. Их задавали давно, когда в нашем радиоэфире звучала песня о том, как «на Марсе будут яблони цвести», а еще объясните мне непросвещенному, для чего амбициозные ученые и власть имущие, не решив земных проблем, так хотят оставить свои следы на «пыльных тропинках далеких планет»?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать