Перейти к основному содержанию

Слушаем музыку нового поколения!

4 июня в Киеве представят уникальный проект MARIOLOGIA
31 мая, 16:06
ПРОЕКТ MARIOLOGIA В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ЛОМАЕТ СТЕРЕОТИПЫ ОТНОСИТЕЛЬНО «ТРАДИЦИОННОГО» ЗВУЧАНИЯ ХОРОВОЙ И АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКИ. К СОТРУДНИЧЕСТВУ ПРИВЛЕКЛИ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ ALTER RATIO (С ЛАТ. — «ИНОЕ МЫШЛЕНИЕ») / ФОТО МАКСИМА БУСЛА

Это творческое событие откроет новую страницу академической музыки сегодняшнего дня. Впервые в Украине будут исполнены произведения четырех современных украинских композиторов, написанные на тексты древних григорианских песнопений. Концерт состоится в храме св. Александра.

Проект MARIOLOGIA в какой-то степени ломает стереотипы относительно «традиционного» звучания хоровой и ансамблевой музыки. К сотрудничеству привлекли вокальный ансамбль Alter Ratio (с лат. — «иное мышление») во главе с художественным руководителем Ольгой Приходько, а также пригласили четырех молодых украинских композиторов, которым предложили написать композиции на тексты традиционных литургических григорианских молитв-песнопений: «Alma Redemptoris Mater», «Ave Regina Caelorum», «Regina Caeli» и «Salve Regina», которые известны под названием «B.V.M. Antifone» (антифоны Девы Марии, или марийные антифоны).

Маэстро создали неповторимые музыкальные циклы, каждый из которых состоит из четырех произведений. Максим Шалыгин (Украина—Нидерланды), Святослав Лунев (Украина), Алексей Ретинский (Украина—Австрия) и Максим Коломиец (Украина—Германия) — представители новой генерации украинских композиторов, известные и признанные во многих странах мира, в то время как как на Родине их творчество меломаны только начинают открывать. Их произведения воплощают своеобразие украинской хоровой музыки и новейших достижений современной европейской композиторской школы.

Во время концерта слушатели услышат немало музыкальных неожиданностей: сочетание сложных вокальных и инструментальных тембров, современных вокальных техник и визуальных образов, использование необычных комбинаций голосов и инструментов (ударные, арфа, орган, гобой, поющие чаши, ножницы, стеклянные шары и тому подобное).

О том, как рождалась музыка проекта, «Дню» рассказали авторы.

КОММЕНТАРИИ

«ГИМН НЕСЛОМЛЕННОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ВЕЛИЧИЮ»

Максим КОЛОМИЕЦ (Украина—Германия), композитор:

— Работа над антифонами стала для меня интересным переживанием. Я попытался прочувствовать, что могла переживать женщина, сын которой стал основателем новой религии, а сама она — частью пантеона. Думала ли, что будет воспеваема в веках? Какие чувства должны при этом испытывать верующие, поющие гимны Деве Марии? И как я могу выразить чувства восторга и отчаяния в музыке, основываясь на канонических текстах, где нельзя изменить ни буквы?

Для меня образ Девы Марии, который нам предлагают канонические тексты, — это гимн несломленному человеческому величию, благородству и, одновременно, песнь об одиночестве, личной драме и безутешном горе потери любимого человека. Это постоянный поиск опоры и невозможность ее обрести, это неотвратимость трагедии и величие человека, прошедшего через нее несломленным. Это вечная женственность и жертвенность...

«ЧТО ДАЕТ НАМ СИЛЫ ВЕРИТЬ»

Максим ШАЛЫГИН (Украина—Нидерланды), композитор:

— Мне хотелось показать (углубить, прочувствовать, расширить, осветить, оплакать, умолчать, запечатлить) дуальность противоположных процессов: таких как восхождение и падение, а также то, что находится между ними и за их пределами; то, что дает нам силы верить, даже когда мы стремительно падаем вниз. В конце концов «...я это пишу не от большого понимания, а просто мне нравится как это звучит...» (Марк Z Данилевский «Дом листьев»).

«ПЛОДОРОДНАЯ «ПОЧВА» МОЛИТВЕННЫХ ЛАТИНСКИХ ТЕКСТОВ»

Алексей РЕТИНСКИЙ (Украина—Австрия), композитор:

— Радость от работы над марийными антифонами состояла в том, что мне пришлось — как садоводу — лишь создать необходимые условия для будущего «дерева», почти непричастно наблюдая за его самостоятельным ростом. Все остальное на себя взяла плодородная «почва» молитвенных латинских текстов, в любой момент готовая дать семени-звуку умереть, чтобы потом родиться...

«МАРИЙНЫЕ АНТИФОНЫ ОБРАЗУЮТ СВОЕОБРАЗНУЮ «РАСШИФРОВКУ» МОЛИТВЫ «AVE MARIA»

Святослав ЛУНЕВ (Украина), композитор:

— Марийные антифоны образуют своеобразную «расшифровку» молитвы «Ave Maria», которая, сама не входя в цикл, определяет образно-тематическую канву его четырех составляющих: Радостная тайна. Светлая тайна. Скорбная тайна и Славная тайна. Когда композитор берется за такую тему, «величие замысла» ему обеспечено. Остается только смириться с собственным несовершенством...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать