Перейти к основному содержанию

Слушая гения

Во Дворце «Украина» состоялась премьера Симфонического Евангелия «Свершишася» Алемдара Караманова
15 декабря, 19:51

Путь к слушателю этого монументального произведения знаменитого крымского композитора был невероятно длинным — более четырех десятилетий («День» писал об этом в №218). К сожалению, из-за болезни Караманов не смог присутствовать на концерте. Но о том, что публика высоко оценила его симфонию — композитор узнал сразу же после концерта от позвонивших в Симферополь его сестры Севиль Крылатовой и сына Олега Караманова, специально приехавших на премьеру в Киев.

«Свершишася» — музыкальное полотно, повествующее о земной жизни Иисуса и его воскресении. Произведение Караманова прославляет Бога, который страдал ради человечества, чтобы подарить людям надежду на жизнь вечную. Симфоническое Евангелие состоит из десяти частей. Его исполнили: оркестр Национальной государственной радиокомпании Украины (дирижер Владимир Шейко), Хор им. П. Майбороды НГРУ, капелла «Почайна» Киево-Могилянской академии, Хор мальчиков и юношей НМАУ им. П. Чайковского и солисты — виолончелист Александр Высочин, тенор — Сергей Бортник.

Музыка Алемдара Караманова уже с первых мгновений захватывает слушателей и уже не отпускает до финала. В симфонии композитору удалось гармонически передать музыкальный образ Евангелия и казалось, что это сам Бог говорит с собравшимися в зале дворца, настолько возвышенной, гармоничной, образной является это произведение Караманова. Музыка Аламдара Сабитовича потрясает. Она никого не оставляет равнодушным. Она требует не просто внимательно ее слушать, но и сопереживать. А это в наш прагматичный век сложно. Организаторы взяли на себя титанический труд — познакомить публику с выдающимся произведением, написанным нашим современником. Желая, чтобы симфонию услышали как можно больше слушателей, они организовали премьеру на главной сцене нашей страны. Это очень символично, но есть одно маленькое «но» — зал Дворца «Украина» не совсем идеальное место по акустике. А музыка Караманова настолько полифонична, богата звуковыми оттенками, что даже микрофоны и подзвучки не давали той многоспекторной музгаммы, сочиненной композитором. И еще одно «но»: пытаясь сопроводить Симфоническое Евангелие видеорядом (слайды, голограммы), режиссеры хотели как лучше, но это мелькание кадров, подобранных довольно хаотично, лишь мешало цельному восприятию эпохальной и величественной музыки Алемдара Караманова. Но это, так сказать, детали. Главное, что «Свершишася» наконец обрело свою сценическую жизнь.

После концерта душу переполняла радость, что мы живем в эпоху Караманова, и грусть, что маэстро своего триумфа не видит в данную минуту. Хотелось пожать руку и лично поблагодарить Алемдара Сабитовича за его музыку, очищающую душу, делающую нас чуть лучше. За его многолетнее самоотверженное служение Музыке, что, несмотря на удары судьбы, он не просто сам идет вперед, но и нас, своих слушателей, за собой ведет. В этот вечер мы слышали музыку гения и это не высокопарные фразы, а реальность. Почему мы скупимся на слова, предпочитая при жизни мастеров не называть людей неординарных, самобытных — гениальными? Музыку Караманова исполняют в разных странах, а на родине он живет фактически затворником: никого ни о чем не просит, а просто творит музыку, которую, по его словам, «ему нашептал Бог». Сочинения Алемдара Сабитовича — это разговор с прошлым и настоящим, будущим и вечностью. Мы даже не представляем себе, насколько нам повезло, что легендарный композитор — наш современник. И нам нужно беречь свое «национальное достояние», которым является А. С. Караманов. Но как это ни печально звучит — сегодня сводить концы с концами ему позволяют премии и гранды вовсе не правительства Украины и Крыма (композитор живет в Симферополе с 1964 г.), а наши соседи-москвичи из Фонда «Русское исполнительское искусство». Уже третий год они финансово помогают крымскому гению. А что наши власти? Неужели у нас так много Карамановых? Нет! Он один такой — единственный и неповторимый, посвятивший себя музыке. Так может стоит хоть сейчас, когда маэстро уже 72 года, когда возраст и болезни наступают — помочь облегчить его быт, жизнь? Сам он никогда не попросит о помощи. Конечно, присылать корзины цветов — эффектный жест, но не более того...

— Мне редко приходится давать интервью, ныне я домохозяйка, — призналась «Дню» сестра композитора Севиль Крылатова. — Мое хозяйство — это Алемдар Караманов. Насколько он велик — можно осознать, побывав на данном концерте и услышав его «Свершишася». К этой премьере мы шли вместе с братом более 40 лет. За свой счет я переписывала ноты, ксерокопировала партии, сама отвозила партитуры музыкантам. Моя душа давно отдана этой симфонии. Мне трудно говорить. Я потрясена оркестром, дирижером, хористами. Я счастлива, что побывала на премьере и все свои впечатления передала Алемдару. Он волновался: как публика примет его произведение, поймет ли? Мы привезем ему видеозапись, и он услышит то, о чем мечтал так много-много лет. Ныне Алемдар Сабитович, несмотря на то, что у него больное сердце и ему трудно ходить, продолжает много работать. Он закончил оперу об Иоанне Златоусте. Это произведение необыкновенной красоты и гармонии. Сейчас на музыку будет написано либретто и, возможно, скоро в Киеве мы увидим премьеру. Брат никогда не пишет под заказ, а он сочиняет по велению свой души и сердца, своему духовному озарению, как он говорит «с чистого листа неба». Я хочу поблагодарить председателя фонда «Русское исполнительское искусство» Валерия Ворону, который финансово помогает Алемдару Сабитовичу, и ныне, приехав в Киев на премьеру, вновь передал гранд. Хочу через вашу газету обратиться к представителям власти Крыма или Украины, чтобы они решили вопрос стипендии ли гранда, позволяющего достойно существовать Караманову или предоставили ему нормальную квартиру. Он сегодня живет в крошечной комнате (вся квартира — 32 метра). В это трудно поверить, но факт остается фактом! Алемдар всю жизнь посвятил музыке. Он творческая личность и быт его не интересует, но мне больно видеть, как тяжело он живет...

— Алемдар Караманов — очень известная личность в музыке, — сказал «Дню» композитор Евгений Станкович. — В симфонии он по-новому раскрылся перед слушателями, явив оригинальную манеру музыкального письма, свою стилистику. Караманов начинал как радикальный композитор на ряду со Щедриным, Шнитке, Губайдуллиной и Денисовым. С Мирославом Скориком он учился вместе в аспирантуре при Московской консерватории. Алемдар в ту пору писал экспансивную и неординарную музыку, приближенную к авангарду. Но через некоторое время в жизни и судьбе Караманова произошло нечто, приведшее его к написанию музыки на библейские сюжеты. В этом концерте мы услышали результаты его духовных и внутренних поисков. «Свершишася» — огромное произведение. Я бы не рискнул его назвать «Музыкальным Евангелием», т. к. нужно очень осторожно людям на земле относиться к Божьему слову. А Караманов с Богом на Вы. Эта симфония — попытка отобразить свое внутренне отношение тех событий, которые он познал, пережил как человек и как творческая личность. В музыке он передал свои ощущения, приближая слушателей к теме о Бога и Евангелия. Композитор использует демократичный музыкальный язык. Он вмещает в себя много направлений, словно аккумулирует полифонию нашего времени. Можно поздравить Алемдара Сабитовича с довольно успешной премьерой.

В концерте были использованы световые подсветки, голограммы, слайды. Желание организаторов творческого проекта использовать современные технологии похвально, но в данном случае симфония Караманова самодостаточна и его музыке не нужны никакие картинки-иллюстрации. Тем более что они хаотично появлялись по ходу исполнения симфонии, но не имели той сильной драматургии, как карамановская музыка. Технические накладки, постоянное повторение пейзажей и картин, не имеющие отношения к музыке и к Евангелию, мне кажется, только отвлекали публику.

Хотелось бы отметить музыкантов оркестра. Они молодцы. Сделали большую и сложную работу. Была проблема с акустикой, но это из-за зала «Украины». Он не приспособлен для исполнения симфонической музыки: нет здесь мощной и хорошей озвучки. Зал дворца хорош для эстрадных концертов, а не для камерной и симфонической музыки. Но это проблема давняя. Увы, в Киеве нет большого зала с качественной акустикой (на 4000 — 10000 мест) для таких концертов, как нынешний, когда выступают симфонический оркестр и три хора. Но несмотря на некоторые шероховатости, оркестр и хористы прекрасно выступили и можно сказать огромное спасибо организаторам, что музыка Караманова наконец дошла до слушателей. Дай Бог композитору здоровья, чтобы он еще много раз нас радовал новыми произведениями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать