Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Смерть — это очень балетная тема»

Хореограф Раду Поклитару о Большом театре, модерне и Кармен
24 октября, 19:14

Вокал оперы, тщательно скомпонованный из лучших образцов, будет сопровождать весь спектакль и добавлять сочных красок в саму по себе яркую хореографию балетмейстера, хорошо известного киевлянам по своим постановкам «Картинок с выставки» и «Весны священной» в Национальной опере Украины, прославившегося на всю Европу видеоклипом, снятом на материале спектакля «Силы судьбы» с участием певицы Елены Гребенюк, который занял первое место на конкурсе EURO-VIDEO. Накануне премьеры самобытный, эпатажный хореограф Раду Поклитару, а с недавнего времени еще и руководитель нового театра «Киев модерн-балет», рассказал о спектакле «Кармен. ТV», премьера которого состоится на сцене театра им. Франко, и о себе.

СПЛЕТЕНИЕ ЭПОХ

— Название вашего театра говорит о том, что его постановки будут выдержаны в определенной эстетике направления в балете начала минувшего столетия, или же вы используете термин «модерн» в более широком смысле как некий антипод классике?

— Вначале я предполагал, что это будет эстетика начала ХХ века — живопись Миро, чуть кубистская Испания. Но вдруг возник некий образа девушки из дня сегодняшнего, которая наблюдает известный сюжет «Кармен» и даже вмешивается в него. Сплетение разных эпох автоматически исключает возможность ограничиться каким-либо одним стилем. Как, впрочем, невозможно и предположить, будет тот или иной ход работать, пока спектакль не будет показан публике. Каким будет финал, я решу на последней репетиции.

— Вы всегда так работаете?

— Да. Так, во время работы над «Силами судьбы» я решил подготовиться к репетиции фрагмента из «Травиаты», то есть на листке бумаги разметил крестиками, кружочками, квадратиками танцоров, солистку-вокалистку. Затем расставил всех по местам... и четыре часа не мог сдвинуться с мертвой точки. Извинился и отпустил ребят. А на следующей репетиции переставил все — так, как на душу ложилось, и получилось хорошо.

БЕЗ ТАБУ

— Не с любым коллективом такие методы приемлемы в работе. Похоже, артисты вашего театра — единомышленники. Как собиралась ваша команда?

— Провел кастинг, который мне помогли организовать Сергей Бондур и Алексей Бузько. Хотя кастинг, конечно, не раскрывает всего потенциала артиста, но в процессе работы я все-таки понял, что интуиция не обманула. Мне нравится работать именно с этими танцовщиками. Они не скованы классическими хореографическими канонами воспитанием, разными табу, что характерно для всех профессиональных танцовщиков, в том числе — и для меня (Поклитару закончил Московское и Пермское училище, Академию музыки. — Л. Т. ). Они готовы экспериментировать. Дело в том, что психика профессионального артиста балета чересчур эстетизирована: отношение к себе, красивому. В чем разница между артистом классического балета и танцовщиком стиля «модерн»? Первый всем своим существованием на сцене доказывает, что тяжести, земного притяжения нет, гравитация отсутствует, то есть человек идеален, а такого в природе не существует. Танцовщик стиля «модерн» говорит — тяжесть есть, он более естественен на сцене, есть ощущение, что существует некое бремя, которое удерживает его на земле и не дает взлететь..

— Ваши артисты на сцене демонстрируют чувственность. Это вы будите ее в них или они выражают то, что идет от исполняемых ролей?

— Это обоюдный процесс, то есть если в актере-танцовщике нет эмоциональности, то ее не добудишься.

— Раду, задумывая постановку, вы шли на поводу у оперы Бизе или новеллы Мериме?

— Преимущественно у оперы. В балете я попытался сделать синтез оперной фабулы и эмоциональной наполненности новеллы Мериме. У Бизе Кармен идеализирована. Кстати, на протяжении всей истории этой оперы образ Кармен претерпевал разные трактовки: от откровенной шлюхи, воровки до символа свободы. В опере, опять же, меньше смерти: Цунигу (у Мериме это некий военачальник без имени) не убивают, как в новелле, а всего лишь привязывают к стулу. У нас, правда, он тоже остается жив.

— То есть в этом балете смертей будет меньше? А как вы относитесь к эстетике смерти?

— Смерть — это яркое негативное переживание, которое предназначено каждому человеку в жизни. Балет — вид искусства по своей природе тоже ярок и эмоционален. Поскольку смерть — высший пик неких душевных переживаний или физического страдания, то она абсолютно балетна. Я бы сказал, смерть — это очень балетная тема. Хочу рассказать историю Кармен без смерти. Можно пофантазировать и, например, в спектакле главная героиня выживает. Кармен появится на сцене в инвалидной коляске, откроет школу гадалок, а на самом деле это будет подпольный наркопритон и публичный дом... Нравится версия? Нет? Тогда пусть Кармен умирает! Как произойдет на самом деле, публика узнает, придя на премьеру.

РЕЖИССЕРСКИЕ «ХОДЫ»

— Будем надеяться, что ваши фантазии найдут оригинальное воплощение, так как иначе можно классику превратить в анекдот.

— Ну, до анекдота дело не дойдет. Мои фантазии — это просто шалости по сравнению с выдумками Евгения Панфилова, воплощенные в Пермском балете. К сожалению, этот самобытный хореограф и танцовщик недавно погиб. Не скрою, Панфилов оказал на меня огромное влияние, еще когда я учился в Пермском училище. То было время становления его театра. Я ходил на все его спектакли и репетиции. Евгений делал совершенно невероятные вещи в балете. Например, меня потряс его спектакль «Бег», поставленный по Михаилу Булгакову. Панфилов придумал новую «Золушку» на музыку оперы Россини «Сандрильона». Сюжет балета был невероятно закручен: Золушка полюбила Тарзана. Все вокруг ей говорят, что она глупая, так как стоит ей прийти на бал, потерять туфельку — и в нее влюбится Принц. Впереди у Золушки жизнь во дворце, а она выбирает джунгли и свободу. Вот это фантазия, вот это концепция балета! В моей «Золушке» и «Кармен.TV» все намного более традиционнее.

Вы знаете, на самом деле всякие режиссерские «ходы» часто рождаются не от глубокой концептуальной идеи (ее потом можно придумать), а например, потому, что на одной из репетиций оказалось непарное количество исполнителей. Так в «Кармен. TV» родилась девушка-Сизиф, потому что ее некому оказалось душить, не с кем заниматься любовью, не от кого рожать. Пришлось что-то придумать. Вот и катит она свой камень на фоне остальных, у которых происходит какая-то своя бурная жизнь. По иронии судьбы зовут эту девушку-Сизифа Юлия Тимошенко...

Впрочем, совсем без концепции я не работаю. В каждой постановке очень важна трактовка персонажей. Например, в «Кармен.TV» у меня Микаэле отводится чуть ли не главная роль, а у Мериме и Бизе она второстепенна. В этом балете Микаэла выполняет роль пятого персонажа, который, зная больше всех, дергает за ниточки, вмешивается в сюжет.

— Рискну предположить, что Микаэла — это ваш псевдоним?

— По меньшей мере, соавтор. Вообще, если говорить о театре «Киев модерн-балет», то у нас работают всего 16 актеров, а это значит, что необходима взаимозаменяемость танцовщиков. С самого начала работы репетировали несколько Кармен, Хозе, Эскамильо и других. Но в процессе рождения постановки выкристаллизовывались характеры и сложилась определенная расстановка актерских сил. Наиболее станцованный состав выйдет на премьеру. Но у нас есть возможность, если потребуется ввести замену, чтобы избежать неприятных случайностей вроде травм, болезней, — ничто не должно сорвать спектакль.

КОМАНДА

— Раду, как родилась идея создания нового модерн-театра, и как вы решились осесть в Киеве?

— Идея принадлежит меценату Владимиру Филиппову. Прошлой осенью в Киеве проходили гастроли Санкт-Петербургского современного балета Бориса Эйфмана. В его знаменитой труппе работает много моих знакомых. После одного из спектаклей мы собрались у Филиппова в гостях. Во время застолья Владимир Витольдович спросил у одного из танцовщиков, с которым я учился в Перми, пошел ли бы он работать в Киев, если бы у Поклитару был свой коллектив? Тот сказал — да. В конце вечеринки Филиппов спрашивает: «Почему бы тебе не организовать свой театр?» Признаюсь, при всей заманчивости идеи для меня это был непростой шаг. Я привык быть свободным художником. Это меня очень устраивало. Когда я закончил танцевать, то стал главным балетмейстером в Кишиневском театре. Потом, когда в коллективе начались пертурбации, я уехал из Молдовы. Стал ставить балеты во многих театрах и очень радовался, что являюсь независимым хореографом. Однако счастье оказалось неполным. Я ставил спектакли, а дальше, идут ли они потом, от меня не зависело. Вот и появилась горечь: я трачу силы ради двух-трех показов, а хотелось, чтобы мои балеты имели длительный контакт со зрителем.

Из афиши Большого театра исчезла моя версия «Ромео и Джульетты», поскольку администрация никак не утрясет свои взаимоотношения с Фондом Прокофьева. Не знаю, будет ли идти в Латвии «Золушка» на музыку Олега Ходоско (лучшего симфониста Беларуси, лауреата их национальной премии), премьера которой состоялась в сентябре? Кстати, этот спектакль — уникальный случай в постановочной практике. Олегу понравилась моя «Золушка», он попросил дать ему видеозапись, сел перед монитором с выключенным звуком и по хронометражу написал новую музыку, по-моему, потрясающую. Признаюсь — при том, что хореография осталась прежней, последняя премьера имела гораздо больший успех. В Минске не идет одна из последних моих постановок «Ромео и Юлия» на музыку Чайковского... Вот и получалось, что работаю много, а в итоге в театрах почти ничего не идет. Поэтому вариант, предложенный Филипповым, оказался очень заманчивым. В «Киев модерн-балете» мы сами решаем, что и когда танцуем, где выступаем.

— Расскажите о своей команде?

— Собрать команду, временную или более-менее постоянную — главное условие успешной работы. Чего я стою как художник, если мои идеи некому понять и воплотить? Все артисты театра — творческие индивидуальности. Наша команда начала складываться еще во время работы над «Картинками с выставки» и «Весной священной», поставленных для Национальной оперы Украины. Тогда судьба свела меня с Анатолием Козловым, педагогом-репетитором, а в недавнем прошлом блестящим танцовщиком столичной балетной труппы. Еще один педагог, которому я полностью доверяю в вопросах творчества, — Сергей Бондур (талантливый танцовщик и балетмейстер, премьер Киевской муниципальной оперы), с ним мы тоже не первый год сотрудничаем. В нашем коллективе есть два особых человека — художники Анна Ипатьева и Андрей Злобин, которых я называю «добрыми буддистскими ангелами». Они оба занимаются йогой, спокойные люди, и им удается успокаивать мою бурную натуру. «Кармен.TV» уже наш седьмой балет. Мы вместе работали в Латвии, Беларуси, России. Умение работать в команде, пожалуй, самое сильное качество нашего театра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать