Сочувствие как дар
Свой юбилей драматург Татьяна Иващенко отметит новой пьесой![](/sites/default/files/main/articles/02102014/22ivaschenko.jpg)
Ныне в ее творческом багаже 15 пьес. На сценах украинских театров осуществлены двадцать пять постановок по ее произведениям. Это резонансные спектакли в театрах Киева, Львова, Дрогобыча, Ивано-Франковска, Житомира, Луцка, Нежина, Луганска, Коломыи, Херсона, Винницы. Среди постановок этого автора есть спектакли-долгожители, а это — едва ли не лучший показатель качества драматургического материала. Это в частности: «Побег из реальности», «Тайна бытия», «Мне тесно в имени своем», «Как выйти замуж», «Заказываю любовь», «Empty trash», которые украшают киевские афиши.
Темы пьес Татьяны Иващенко разные, но объединены одной идеей — моментом сопереживания. Именно это чувство, считает автор, способно объединить людей, сделать их добрее друг к другу, настроить на высокие мысли о вечных истинах. Театр делает это наилучшим образом, ведь туда люди идут за переживаниями, эмоциональным катарсисом. Донести свои художественные убеждения Т. Иващенко стремится средствами реалистичного психологического театра, сюжеты ее пьес изобретательно выстроены, имеют оригинальные конструкции, а режиссеры-постановщики всегда отмечают особое умение драматурга — писать диалоги.
20-летие своего художественного пути Татьяна Иващенко отмечает новой пьесой «Рыцарь храма». Она написана год назад, но что-то мешало автору сказать, что произведение завершено. Современные украинские реалии убедили, что нужно внести определенные дополнения и корректировки, драматург сделала их и пьеса зазвучала очень актуально.
— Сегодня многих художников волнует тема войны, той ситуации, в которой оказалась наша страна, — отмечает Татьяна ИВАЩЕНКО. — Моя последняя пьеса «Рыцарь храма» — это монопьеса, но ее можно разложить и на трех исполнителей, в ней заложена двухмерность мира, ее можно воплотить по-разному, можно «услышать» своеобразно, для любого режиссера есть пространство для трактовки. Но тема определена четко — против войны, против этого понятия в глобальном измерении. За сочувствие, тоже в глобальном смысле. Конечно, перекличка с ситуацией нашей страны прослеживается. Не Украина на кого-то нападала, мы жили своей нормальной жизнью, это Россия напала на нас, значит, это их какая-то глубокая проблема, национальная, и у них нет сочувствия. Россияне всегда так много говорила о своей духовности, а в действительности оказалось, что они склонны лишь к вселенской гордыне и совсем лишены сочувствия. Его отсутствие заставляет их выполнять приказы и стрелять.
Пьеса о том — если у человека есть сочувствие, он не будет бездумно убивать... Мой герой постепенно понимает, что стреляя в другого — он стреляет в самого себя. Мне хочется донести мысль о том, что все люди на земле, несмотря на национальности, — братья и сестры, а убийство другого может расцениваться как самоубийство. Пьеса говорит о гуманизме, в ней утверждается, что нельзя поддаваться манипулированию, кто бы это ни был, лучший правитель, диктатор, никто не может решать за тебя твою судьбу, ни деньги, ни положение, ни должности, ты должен думать сам о высоком, моральном и жить по моральным законам, а если говорить простым языком, каждый должен думать о своем брате, своей сестре...
Ныне перед человечеством стоят глобальные задачи — спасти землю, экологию, двигать прогресс. А делить планету по принципу собственного преимущества, это больная психология. Людей удержит только сочувствие друг к другу. Формировать это высокое понимание способно искусство театра, и я надеюсь, что спектакли по моим пьесам подарят зрителям оптимизм, эстетическое наслаждение, удовольствие от наблюдения за сюжетными коллизиями, дадут надежду на то, что сила искусства спасет мир!».
Выпуск газеты №:
№184, (2014)Section
Культура