Перейти к основному содержанию

Современная трагедия

В рамках проекта «Британский театр в кино» в Киеве показали «Медею»
03 декабря, 16:44
В СПЕКТАКЛЕ «МЕДЕЯ» НАЦИОНАЛЬНОГО КОРОЛЕВСКОГО ТЕАТРА — НЕОРДИНАРНЫЙ ВЗГЛЯД НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКУЮ ТРАГЕДИЮ ЭВРИПИДА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОТЕАТРА «КИЕВ»

Новую версию (ее автор — Бен Пауэр) известной трагедии Эврипида поставила на сцене Королевского Национального театра Кэрри Крэкнелл. Спектакль из этого амбициозного культурного проекта заставляет нас пожалеть об утраченных возможностях отечественного театра.

Медея, наравне с другими известными героями древнегреческой литературы, вошла не только в историю мировой культуры, но и медицины. Героиня античной трагедии дала название такому патологическому явлению, как «комплекс Медеи», который нашел место в учебниках по психиатрии наряду с более известным широкой общественности «комплексом Эдипа». И если последний связан с желанием избавиться от своего отца ради интимной связи со своей матерью, то первый ужасает еще больше. Медея, как известно, убивает своих детей для того, чтобы отомстить мужу за измену...

Оказывается, что случаи убийства матерями своих детей происходят чаще, чем мы думаем. Поэтому до сих пор не утратила своей злободневности древняя история о женщине, которая сначала убила своего брата, отреклась от своего отца и своей Родины из-за страсти к вожаку аргонавтов Ясону, с которым убежала на чужбину, где и родила, а затем из ревности убила своих сыновей. Детоубийство в представлении Кэрри Крэкнелл осуществляется в интерьере современного дома (художник — Том Скатт), одна воображаемая стена которого открывает выход в старый, полутемный лес, который заставляет вспомнить наполненный тенями человеческих пороков лес из фильма Ларса фон Триера «Антихрист». Именно в полумраке, среди старых серых деревьев, Медея (Хелен МакКрори) убьет своих несовершеннолетних сыновей, чей нечеловеческий крик отныне навсегда поселится в ее памяти. Когда же Ясон (Дэнни Сапани) в страшных предчувствиях прибежит домой (его новая, молодая жена, прямо на свадьбе погибла от яда, подброшенного ненавистной бывшей женой), то уже не застанет своих сыновей живыми — близкая к безумию Медея в окровавленной одежде затянет в комнату труппы детей, спрятанные в спальники (на них мальчики лежали в начале спектакля). И то, что мы в финале снова видим эти самые спальники, которые теперь стали чем-то вроде похоронного савана, навеивает невеселые мысли. Все в этом мире вмиг может обернуться своей противоположностью: теплый уютный спальник — посмертным саваном; то, что называем любовью, — ненавистью, беспокойство — местью, мать — убийцей своих детей.

Кроме вопроса неотвратимости судьбы, пьеса «Медея» затрагивает также не менее важную для нас проблему — хрупкости культуры, под тонким наслоением которой бурлят темные, неконтролируемые страсти. Излишне говорить, что история в очередной раз подтвердила эту печальную истину: многовековые наслоения культуры, которая и отличает нас от животных, в один миг могут быть разрушены по злой воле современных «богов» — политических лидеров, которые должны заботиться о вверенном им народе, как о собственных детях, но вместо этого они свой народ истребляют, что оборачивается теми массовыми преступлениями, которые имеем сейчас на Востоке: садизм, пытки, убийства невинных людей. Такое возможно лишь там, где у людей забирают последние крупицы надежды.

Поводы для отчаяния бывают разными. Меня оно охватывает едва ли не на каждом спектакле британского театра, поскольку там приходят мысли об утраченных возможностях отечественного театра, который находится в перманентном кризисе. Например, почему ту же «Медею» в свое время никто не поставил в Театре им. И.Франко, где ее тоже могли бы сыграть как современную трагедию неспособных к любви мужчины и женщины прекрасные актеры Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев? И сыграть так, чтобы спектакль был интересен и за пределами Украины. Чтобы такое стало возможно, нам для начала нужно выйти из изоляции, в которой наша культура находится со времен ее истребления большевиками. Оно, если быть честным, не прекратилось до сих пор. Только теперь людей искусства не расстреливают на Соловках, их просто консервируют в собственном «соусе».

В декабрьской афише программы «Британский театр в кино», которая с марта этого года реализуется в столичном кинотеатре «Киев, можно увидеть едва ли не наиболее популярного из всего этого проекта «Франкенштейна», а также спектакли «Бесплодные усилия любви», «О мышах и людях» и «Сон в летнюю ночь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать