Перейти к основному содержанию

Современный, лаконичный, актуальный

Национальный музей Тараса Шевченко представил обновленный фирменный стиль. Как вам?
13 декабря, 16:35

Не одно поколение украинцев любит и посещает киевский Национальный музей Тараса Шевченко, который хранит память о величайшем поэте и художнике. Символично — в канун Нового года — музей представил  свою обновленную айдентику, в частности — логотип.

ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Украинские музеи не первый год борются с постсоветской репутацией «кладбища артефактов», где нужно ходить на цыпочках и говорить шепотом. Современные посетители могут удивиться, сколько тематических экскурсий, интерактивных детских программ, разнообразных лекций и мастер-классов, даже концертов и кинопоказов, предлагает музейное настоящее. Идти в ногу со временем — значит не только улучшать внутреннее содержание, но и менять внешность. Хорошо это или плохо, но как и другие культурные заведения, музеи вынуждены конкурировать, в том числе с помощью рыночных технологий. И если у людей есть привычка ориентироваться на бренд — музей должен отвечать запросам общественности.

Главная задача каждого логотипа — представлять бренд в публичном пространстве. Он работает как символ, короткое четкое послание. Мы издалека узнаем желтую букву «М», три белых полоски на одежде или четыре круга на автомобиле. Поэтому музей сделал большую работу, чтобы его логотип начали узнавать прохожие. Лаконичные синие буквы «Т» и «Ш» заменили стилизованный черно-белый автопортрет Тараса Григорьевича, который музей использовал свыше десятилетие.

Музейщики уже сами не могут вспомнить, как сложилось, что именно автопортрет молодого Тараса долгое время служил как логотип. Но сейчас отказались от его использования абсолютно сознательно. Хотя этот образ юноши с острым взглядом и буйными кудрями абсолютно ассоциируется с Т.Г. Шевченко, это со временем стало и минусом. Особенно это стало проблемой, когда к празднованию 200-летия поэта Олег Шупляк разработал айдентику с другим автопортретом юношеских лет Кобзаря.

Образ молодого Шевченко — один из наиболее тиражируемых в нашем культурном пространстве. Лицо поэта и художника вы можете найти даже в собственном бумажнике на купюре в 100 гривен. Получается,  Шевченко — сам по себе бренд. Поэтому, как это ни парадоксально, для музея, как для институции, которая хочет быть узнаваемой, использовать лицо Кобзаря в качестве логотипа стало проблемой. Пришлось искать другие решения.

КАЖДЫЙ ИЩЕТ В ШЕВЧЕНКО СВОЕ

К работе над новой айдентикой пригласили мультимедийный центр «Грайлик» из города Дружковка, Донецкой области, с которым музей работает уже четыре года. Бренд-бук и логотип разработала молодая дизайнер Анна Бондаренко, выпускница одного из наистарейших художественных заведений Украины — Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Такое сотрудничество, что объединило Восток и Центр Украины, для музея показалось очень символическим.

Работа была долговременной. Оценивали мировой опыт мемориальных музеев, в частности — Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме (Голландия). Искали образ, который как можно лучше воплотит идею музея. Вариантов было много, в финале соревновались восемь вариантов логотипов, основой для которых служили и здание музея, и аббревиатура НМТШ, и даже усы Шевченко.

Коллектив музея активно приобщился к процессу. Как отметили музейщики, ранее корпоративных цветов как таких не существовало, поэтому пришлось начинать эту традицию с нуля. За советом сотрудников научно-исследовательского отдела «Жизнь и творчество Тараса Шевченко. 1814—1861», в частности старшего научного сотрудника Мирона Григорьевича Гордийчука, предложили синий. Изучив визуальную наработку Шевченко, в частности графические произведения, заметили, что именно синий цвет у Тараса Григорьевича ассоциировался с Украиной.

Еще одним источником вдохновения в разработке айдентики выступил сам Шевченко, а скорее, это была вещь, связанная с Кобзарем непосредственно. В зале №9 сохраняется штамп-печать, которой он маркировал свои графические работы. На многих автопортретах можно увидеть символ, который напоминает римскую цифру ІІІ с черточками снизу и сверху. Так закодированы инициалы — Т и Ш, Тарас Шевченко.

Предлагается еще одна иллюстрация из фондов музея.

Т.Г.Шевченко. Автопортрет в шапке и тулупе (на фото). [СПб.]. [Не позже 4.ХІІ] 1860. Бумага, офорт 22.8 ? 17.8; 23.3 ? 18.4; (42.3 ? 31.3 см).

Слева внизу травленым штрихом авторская дата и подпись: 1860 || Т. Шевченко. Ниже под портретом выгравирована монограмма: Ш

Портрет выполнен по фотографии Деньера в 1858 г., два экземпляра которой сохраняются в фондах Государственного музея Т. Г. Шевченко АН УССР (Киев).

Поэтому синий цвет, Т и Ш, а также задача сделать логотип современным — и Анна Бондаренко предложила финальное решение. «Простой, современный, лаконичный, актуальный», — так охарактеризовал результат заведующий научно-исследовательским отделом издательской работы, связей с общественностью и выставочных экспозиций Михаил ЗУБАР.

Когда делали фокус-группу, этот логотип ассоциировали с разными вещами — открытая книга, солдатский шеврон, напоминает он и новый атриум с горизонтальными окнами. «Многозначительное прочтение позволит каждому найти свое, как и в творчестве Шевченко, — отмечает М. Зубар. — Потому что каждый ищет в Шевченко свое. Приняли логотип внутренним голосованием, потому что он в первую очередь должен был восприниматься теми людьми, которые представляют институцию. И если нет этого внутреннего ощущения, то некстати использовать символ, навязанный, например, голосованием в интернете».

Дмитрий Васильевич Стус, генеральный директор Национального музея Тараса Шевченко, отметил, что вся работа над логотипом проводилась на общественных началах, ведь у музея нет такой статьи расходов. И даже если бы  нашлись средства на оплату труда дизайнера, то во время проверки музей бы... оштрафовали! Поэтому шрифт для нового бренд-бука тоже избрали простой, лаконичный и бесплатный.

Музей уже начал процедуру регистрации госпатента, поэтому новый логотип уже стал невещественным активом институции и скоро появится не только на сувенирной продукции, но и на сайте музея. Над обновлением веб-страницы работает одна из наибольших украинских IT-компаний «Инфопульс», опять же — на льготных финансовых условиях. Музей планирует полное интерактивное онлайн-взаимодействие с посетителями: регистрация через сайт на экскурсии или детские программы, оплата билетов, актуальный календарь событий.

Стоит отметить, что не только Национальный музей Тараса Шевченко пытается отвечать запросам общества. Много украинских музеев работает над осовремениванием своего образа. В частности, Национальный художественный музей Украины (Грушевского, 6) представит свою новую айдентику в конце декабря.

Предлагаем читателям «Дня» высказать свое мнение относительно нового логотипа Национального музея Тараса Шевченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать