СПРАВКА «Дня»
Международный фестиваль анимационного кино «Крок» появился 14 лет назад в Киеве, еще в советское время, и сначала проводился раз в два года. Но постепенно аниматорам стало ясно, что встречаться надо чаще. И не только на Днепре. Поэтому с некоторых пор «Крок» плавает поочередно в России и на Украине. Уникальность фестиваля — не только в наличии теплохода. Это самый продолжительный и самый веселый анимационный фестиваль в мире. Здесь художники не только смотрят кино, они устраивают карнавалы, тематические вечеринки с песнями и танцами, и даже выпускают внутреннюю газету.
На последний «Крок» съехались представители тридцати семи государств. И если раньше режиссеров и продюсеров уговаривали прислать свои новые работы, то сегодня около двухсот фильмов остались в так называемой информационной программе — не тот уровень!
За Гран-при «Крока» в разные годы боролись такие шедевры, как «Приключения Уоллиса и Громита», «Плоский мир», «Куриный побег», «Старик и море». В этом году событием фестиваля стало участие полнометражной франко-канадо- бельгийской ленты «Рандеву в Бельвилле» (в прокате — «Трио из Бельвилля»). В Канне и Анси фильм был показан вне конкурса, и «Крок» стал его первым настоящим фестивалем. Кстати, во Франции «Бельвилль» в течение восьми недель входил в десятку самых кассовых картин.
«Хорошо это или плохо, но наша цель — показать весь срез последних лет в анимации, — говорит председатель селекционной комиссии «Крока», режиссер из Беларуси Михаил Тумеля. — Сейчас мы действительно ощущаем нехватку легких, бесшабашных, необязательных фильмов. Но что делать, если анимация — это зеркало окружающего нас мира. Сегодня в профессию может прийти каждый, кто в совершенстве овладел компьютером, но в этом кроется и узость мышления, потому что мастера такого рода варятся в собственном соку. У них нет студийной закваски, где бродят идеи, где случайно брошенная фраза в курилке помогает создать фильм. Поэтому упреки типа «некоторым режиссерам следовало бы обратиться к психоаналитику» — они, конечно, имеют место».
Создатель студии «Пилот» и президент Всероссийского фестиваля анимации в Суздале Александр Татарский более категоричен. Подобных авторов, у которых есть желание самовыразиться и очень смутное представление, как это сделать, он называет непрофессионалами: «Как правило, такое кино делают молодые люди, а они еще толком не знают, что бы хотели сообщить человечеству. Когда ребенок пытается обратить на себя внимание, он же не залезает на стул, чтобы прочитать в подлиннике Гете, он начинает размазывать по скатерти варенье».
Самая большая проблема «Крока» — это не отсутствие спонсоров, как можно было бы подумать. Они-то находятся. Более того, на последнем фестивале генеральный спонсор — Киевский ювелирный завод — не только поддерживал «Крок» финансово, но и использовал недюжинные креативные возможности фестивальной публики, среди которой собран цвет мировой анимации, объявив конкурс на лучший сценарий для рекламного ролика своей продукции. Проблема «Крока» — это и не отсутствие государственного финансирования: худо-бедно, но оно существует. Проблема «Крока» в том, что широкая публика практически не может увидеть фильмы, представленные на фестивале. Собственно, это общая проблема для всей анимации — отсутствие проката. Зачастую фестивальные фильмы — разнокалиберные, разножанровые, неформатные, их трудно впихнуть в телесетку. Да никто особо и не стремится, поскольку анимационное кино (как принято считать), рейтинга не делает. Другое дело — мультипликационные сериалы. Но их производство достаточно дорогостоящее, и нашим телевизионным продюсерам выгоднее закупать анимационное «мыло» не первой свежести за рубежом, нежели тратиться на собственное.
И потому значение акций типа «Остановки по требованию», которые регулярно проводит «Крок», трудно переоценить. Это — едва ли не единственная возможность увидеть штучный анимационный продукт самого высокого качества.
Выпуск газеты №:
№14, (2004)Section
Культура