Средневековье. Нам не по пути?
Арт-новинки из 12 стран мира
Строгое международное жюри отбирало работы на конкурс. На фестивале были представлены новинки 80 художников из 12 стран. Организаторы Галина Бригер и Евгений Михальченко, подключив к фестивалю солидных спонсоров, провели его как настоящий праздник искусств, о котором будут вспоминать в Грузии, Армении, России, Украине, Швейцарии, Нидерландах и других странах.
Атмосфере праздника, на самом деле, были созвучны лишь некоторые произведения, как бы специально служащие для отдыха и возможности отвлечься от сложных проблем современности. Время от времени желающие могли забраться в огромный кокон, сплетенный из резиновых полос группой нидерландских архитекторов и покачаться, как в гамаке. Были и другие развлечения, созданные художниками, но в целом экспозиция представляла собой как будто индикатор болевых точек мирового сообщества.
В центре зала на полу разместилась (вернее, разлилась) инсталляция немецкого художника М. Ландена «Нефтяное пятно». Черная многометровая пленка поверх беспомощно выбирающейся из- под нее фигуры человека, символизирующего весь мрак экологических катастроф планеты.
Вот идет, с непривычным шумом, длинноволосый молодой художник в древних деревянных башмаках, его сосед — босиком, хотя и в приличном костюме, но на голое тело. Это представители группы «SHP-Europa», исповедующие возврат к натуральным основам, где-то на уровне средневековья. Они изучают магические знаки и философию алхимиков, демонстрируют какие-то записи, рисунки и символы на пожелтевших листках, макеты сооружений, расположенных на антикварной мебели. Собираются соорудить в ландшафте многометровый знак «Sinn simbol», воплощающий их космогонические представления: «0» как начало, далее путь развития, подталкиваемый с двух сторон противоречиями «+» и «—», а в завершении стрелка вечности. На макете этот знак в меньшем размере, и члены группы демонстрируют на нем нечто алхимическое: наливают в ямку «0» масло, поджигают, произносят мудреные тексты и одновременно засыпают стружки в древнюю деревянную мельницу для кукурузных зерен.
Эхо войны отразилось во многих произведениях художников разных стран. Террор 11 сентября 2001 года в США явился толчком к созданию немецкой группы «MACHTFRIEDEN» («Делай мир»). Ее инициатор — П. Блюме — зачитывал воззвание к художникам фестиваля присоединиться к движению борьбы с терроризмом, в списках которого уже более двадцати имен. Работы художников арт-группы разнообразны по техникам, но объединены одной темой: плакат «NO WAR» («Нет войне»); театрализованные перформенсы на тему разрушений человека-здания; инсталляции с изображением раздавленных иракцев и просто окровавленных голов без национальности; лица с зашитыми ртами и другие изображения насилия. Воинственность, с которой эти художники ненавидят терроризм, несколько пугает: а не вытеснит ли она в душе ту доброту и миролюбие, с которыми только и можно «делать мир»?
Последствиям афганской войны был посвящен видеофильм С. Тирея «18 лет спустя». В нем смонтированы кадры домашней видеосъемки одной вечеринки восемнадцатилетней давности и безлюдный каменистый пейзаж из разрушенных после войны домов.
Проект фотоинсталляций «Сигналы неточного времени» Елены Голубь (Украина) также посвящен переосмыслению истории, соотношению личности и общества на материале тоталитарного времени, где главными лицами конфликта выступали Гитлер и Сталин, а в водоворот событий были втянуты люди, не желавшие убивать. Впрочем, не все так однозначно просто в этих вопросах, и актуальность ответственности каждого в ходе истории остается такой же, как и во все времена. Личная сопричастность событиям в мире передана в фотоинсталляциях участием лиц из семейного альбома, достоверных в переживаниях и оценках, как и использование других архивов: писем, открыток, плакатов и пр.
Для многих работ нидерландских художников характерны созерцательность и аналитичность. В чем-то они напоминают по духу скромное величие их предшественников — «малых Голландцев» ХVII века.
Художница Й. Туберген предпочитает задавать вопросы, а не давать готовые ответы, и всегда оставляет место для зрительского соучастия в своих произведениях. Большой металлический куб, изготовленный по ее проекту в Магдебурге, установлен в Эльбауэнпарке, (ландшафт которого украшает немало авангардных скульптур и инсталляций фестиваля). Художница предлагает каждому попытаться заглянуть вовнутрь и представить, какая тайна может содержаться внутри любого явления, как нужно стремиться его понять, а не только видеть обтекаемость внешнего. Она часто ездит по странам мира, и ее беспокоит то, что разъединяет людей и приводит к конфликтам. В творчестве Туберген это материализуется в виде стен и преград, а окна и двери — как возможность выхода, контакта. Сдержанные по цвету аналитическая графика Р. Кемпена и черно-белые фото Ф. Эйка основное внимание направляют на внутренний мир человека, ищущего гармонии с внешним. Разнообразное творчество Э. Райк — инсталляции в ландшафте, керамика и графика более динамично, и перекликается по духу с озорными сценками картин Стена и Остаде.
Высокая изобразительная культура была присуща фотоинсталляциям Н. Монталбетти (Италия). Она использует газетные и журнальные цитаты, чтобы создать образ города Рима, в котором «тонет» и пытается «выплыть» человеческая личность. «Погибла азиатская женщина в коричневом пальто…» — тиражируются приметы для тех, кто может назвать ее имя. Видя на фотографии тусклый взгляд безымянной, понимаешь, что при жизни на нее, наверное, никто не обращал внимания и теперь никто не назовет ее имя ни на каком языке. Поистине, ее неприметное коричневое пальто лежит на той же полке, что и «Шинель» Н. Гоголя.
Скоротечность и преходящесть жизни, но с оттенком праздничного восхищения, подчеркивает в своем творчестве У. Твелмен (Швейцария). Он создает объекты из дерева сложной архитектоники, устанавливает в парках и других природных ландшафтах, но стоят они не очень долго. «Вот этой пилой, — показывает художник, — я создаю произведение, а потом ею же распиливаю на части, и оно умирает, как и мы, оставаясь в земле». Каждый раз Твелмен создает памятное фото своего шедевра, которое вполне можно использовать как поздравительную открытку.
Своеобразная философичность присуща и работам украинских художников, представленных на фестивале. Проект «Ante factum» А. Твердого и куратора О. Лагутенко был выполнен как движущиеся барельефные объекты. В них гармонично сочетаются игровое и абстрактно-обобщающие составляющие. Медленное движение кинетических частей завораживает изменчивостью создаваемого каждый раз нового оттенка образа, и увлекает в сферу размышлений о времени, людях и Вселенной.
Проект «Формат человека» В. Денбновецкой, в котором использованы фильмы о спорте двух стран, — немецкий 30-х годов и советский 80-х — попытка рассмотреть внеполитический, общечеловеческий, мышечно-здоровый аспект существования. Но надо сказать, такому восприятию постоянно мешали мелькание одиозной фигуры Гитлера на экране и застойное дыхание Брежнева за кадром, из чего напрашивался другой вывод, о том, что на беговой дорожке от социума не убежишь.
Днепропетровский скульптор В. Наконечный, представивший лаконичную бронзу, черпает вдохновение в архаической глубине нашей истории. На своеобразной вневременной эзотерике базируется эмоционально сдержанная живопись В. Мельника. Динамичная серия фотографий молодой художницы Л. Наконечной в проекте «Деконструкция» — шаги в многообещающем направлении выхода украинского искусства к темам современности.
Хотя, как показывает большинство представленных работ на нынешнем международном фестивале, современность нередко дает художникам так много негативных эмоций, от которых хочется спрятаться куда угодно, хоть в другую эпоху ( вместе с поттероманами и пр.) Понятно, что это всего лишь такая эстетическая позиция, на фоне которой вырастающие, как грибы, новые проблемы кажутся еще выше.
Выпуск газеты №:
№183, (2003)Section
Культура