Перейти к основному содержанию

Старые идолы — новые имена

В Киеве прошел фестиваль французских кинодебютов
27 июля, 20:12
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «БЕРЕГ МОРЯ»

Показанные в Доме кино фильмы французских кинорежиссеров- дебютантов, были включены в программу прошедшего еще в апреле фестиваля «Французская весна в Украине». За два месяца картины имели возможность посмотреть киноманы Львова, Харькова, Днепропетровска и Донецка. Наконец, с новыми именами французского кино смогла ознакомиться и столичная публика.

Впрочем, не все дебютанты фестиваля «Новые имена в кинематографе» являются новичками в мире кино. Например, вытупившая в роли режиссера актриса Забу Брейтман снискала славу «музы многих французских режиссеров-семидесятников». Ее же картина «Помнить о приятном» получила сразу три «Сезара», которые именуют французским аналогом «Оскара». Кроме награды за лучший режиссерский дебют, фильм был отмечен в номинациях главная женская роль (Изабель Карре) и второстепенная мужская роль (Бернар Ле Кок). Собственно, благодаря проникновенной игре замечательных актеров история о тридцатидвухлетней Клер, начавшей терять память после удара молнии, не соскальзывает в банальную мелодраму. Хотя сюжет фильма «Помнить о приятном» чреват мелодраматическими страстями. Попавшая на реабилитацию в специальную клинику Клер влюбляется в Филиппа, который в автокатастрофе потерял не только жену и сына, но даже память о них. Вместе с памятью ушла способность испытывать какие-либо чувства. И вот молодая женщина пробуждает в Филиппе любовь, они начинают жить как муж и жена, однако состояние Клер из-за дурной наследственности (ее мать умерла от болезни Альцгеймера) ухудшается, молодая женщина становится подобием биоробота, неспособного самостоятельно выполнять элементарные действия. Сострадание к супружеской паре инвалидов пробуждает один лишь вид десятка будильников в доме, каждый из которых заведен на другое время: надо сходить в булочную, поставить в духовку пирог, рецепт которого превращается для героини в сложнейшую задачу (она все-таки забыла положить в него сахар) и т.п. Тем не менее, Забу Брейтман не пытается разжалобить публику, ее вызывающий соучастие ко всякому человеческому страданию фильм волей-неволей заставляет задуматься над тем, что мы не умеем ценить подаренной нам Творцом способности жить и осознавать свое бытие. Иной склонный к философским рефлексиям зритель найдет в картине пищу для размышлений над далеко не праздными вопросами: способно ли даровать душевную чистоту забвение? На что мы тратим драгоценное время своей жизни? Клер, когда амнезия начала угрожать самой способности осознавать себя личностью, понимает, что единственной ценностью в жизни является любовь.

О том, что жизнь без любви лишена не только смысла, но и элементарной радости, рассказывает картина Гийома Кане «Мой идол», как и Забу Брейтман пришедшего в режиссуру кино из актерского цеха. Успевший соприкоснуться с фабрикой грез актер заработал деньги на собственную постановку, в которой сам же выступил в качестве сценариста и сыграл одну из главных ролей. Сатирическая комедия «Мой идол», в которой используются элементы фарса и черного юмора, своим разоблачительным пафосом напоминает критикующие общество потребления романы Фредерика Бегбедера. Если в «1.499 евро» писатель приоткрывает читателю дверь в тайны жизни рекламного бизнеса, с которым знаком по личному опыту, то в «Моем идоле» Гийом Кане делится своим опытом жизни в кино — и телеиндустрии. Молодой ассистент звезды популярного телешоу (такого же уродливого, как и идущие на наших каналах «Окна»), мечтает о собственной передаче. Ради удовлетворения амбиций, сам не подозревая, чем закончится его поездка на уик-энд к могущественному продюсеру Брусталю, Бастьен соглашается провести выходные дни в его обществе. Сначала юноше пришлось удовлетворить сходящую с ума от скуки жену босса, сыгранную немецкой моделью Дианой Крюгер, восхождение на киноолимп которой состоялось благодаря роли Елены в «Трое». Однако, пригласивший в загородный дом своего подчиненного продюсер, рассчитывает использовать охваченного честолюбивыми мечтами молодого человека не только в роли сексуального партнера своей жены (сам он давно утратил мужскую силу), но и шута, который будет развлекать впавшую в детство, избалованную богатством пару.

В роли идола в картине Кане выступают не только преуспевающие шоумен и продюсер, но и деньги, которые с одной стороны дают возможность удовлетворить любую прихоть, а с другой — превращают человека в раба нескончаемых прихотей и желаний. Вместо каждодневного праздника богатая пара покупает смертельную каждодневную скуку.

Любопытно, что, оказавшись по окончании фильма в метро, я услышал убеждающую моих сограждан в целительной для души роли богатства рекламу: «Владельцы голубых и серебряных авто — счастливые люди!» — дразнил пассажиров метрополитена вкрадчивый женский голос. Но десять минут назад французский режиссер убеждал меня в обратном — владелец серебряного «Мерседеса» продюсер Брусталь оказался настолько несчастным человеком, что покончил жизнь самоубийством.

Деньги находятся в центре другого комедийного сюжета, снятого Жераром Биттоном и Мишелем Мунцем. Сделанная в лучших традициях французской комедии семидесятых картина «Ах! Если бы я был богат!», является воплощением едва ли не самой заветной человеческой мечты, суть которой заключена уже в самом названии фильма. «Если бы я был богат, то все мои проблемы разрешились бы» — как и большинство людей, уверен герой Жан-Пьера Даррусена, коммивояжер фирмы, продающей косметику. Этому типичному герою французских комедий, наивному простаку, который, невзирая на свое (или скорее, благодаря ему) бесхитростное отношение к жизни, всегда оказывается в выигрыше, сваливается на голову даже не заветный миллион, а целых десять миллионов евро. Как сказал бы в этой ситуации другой искатель богатств Остап Бендер, сбылась мечта идиота. Разбогатевший герой утаивает свой лотерейный выигрыш от жены, соблазненной его бывшим другом и нынешним начальником, и начинает жить на широкую ногу. Облачившись в дорогой костюм, он ходит обедать в шикарный ресторан, где можно удовлетворить не только гастрономические пристрастия, но и снять роскошную дорогую проститутку, ночь с которой стоит 5 тысяч евро. Правда, при этом счастливчик помогает друзьям, уволенным любовником жены. Создав вместе с ними конкурирующую фирму, он разоряет бывшего шефа (отомстил за друзей и жену). В конце концов, поняв, что положенные в хороший банк деньги уже никогда не закончатся, миллионер половину баснословной суммы отдает супруге. В финале рассорившаяся, а потом опять сошедшаяся супружеская пара празднует в постели свое обеспеченное солидными счетами счастье. В отличие от автора картины «Мой идол», постановщики фильма «Ах! Если бы я был богатым!» уверяют публику, что деньги могут принести радость, если, конечно, к ним не привязываться и щедро делиться богатством с другими. Без счастья маются герои фильма «Берег моря» уже успевшей написать несколько пьес и поставить их в театре Жюли Лопес- Курваль. Действие картины, лишенной видимого внешнего сюжета, целиком строится на настроениях и взаимоотношениях героев, обитателей южного провинциального городка, жизнь которого протекает в мечтах и ожидании очередного курортного сезона. «Берег моря», по крайней мере, нашего зрителя, охваченного лихорадочным поиском счастья в далеких заморских краях, может подвести к пониманию, что повседневная рутина жизни везде одинакова, невзирая от ее, жизни, материального уровня и качества, что скука — она и во Франции скука.

Впрочем, невзирая на провинциальную скуку и крушение надежд, подлинное отчаяние героям этой картины неизвестно. Его, отчаяния, разрушающую силу исследует в своей картине «17 раз Сесиль Кассар» Кристоф Оноре. Как и героиня Жюльет Бинош из фильма Кшиштофа Кислевского «Синее», Сесиль теряет любимого мужа, без которого не мыслит своей жизни. Пытаясь спастись бегством от тягостных воспоминаний (умерший муж является как приведение), молодая женщина оставляет маленького сына подруге и уезжает в другой город. История ее дальнейшей жизни состоит из разрозненных фрагментов, связать которые в логично последовательное повествование зритель не может. Режиссер сознательно отказывается от последовательного изложения событий, ибо сюжет сам по себе предполагает некую целеустремленность, логически развивающаяся цепь событий содержит в себе определенный смысл. Попавшая в компанию гомосексуалистов Сесиль какой-либо смысл и цель существования потеряла. Правда, западный менталитет, поселяющий надежду даже в превращенное в пустыню сердце, в случае Кристофа Оноре все же побеждает. В финале героиня проводит ночь на берегу реки с нетрадиционно сориентированным в отношении полов юношей, который вдруг захотел подарить ей сына. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Впрочем, сам факт, что в стране производят фильмы, при том не только мастера, но дебютанты, сам по себе свидетельствует о том, что в обществе, невзирая на все проблемы и недовольство, всегда умирающая последней надежда еще жива. Там, где она уже ушла, кино не снимают.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать