Страшилка с Бейкер-стрит
Начиная с 1887 года на протяжении 40 лет рассказы о джентльмене-детективе постоянно появлялись на страницах английских изданий. Когда же автор решил похоронить своего героя, в стране едва не поднялась волна протеста. Поэтому Конан-Дойл вынужден был снова вернуть своего героя к жизни. А сняв таким образом социальную напряженность, в 1902 году он получил от правительства рыцарское звание и с тех пор стал именоваться «сэром».
Что же касается самого Шерлока Холмса, то он побил все рекорды популярности и в течение века стал героем более 200 кинолент и телесериалов.
Чем объяснить бессмертную популярность созданного Конан-Дойлем героя? Конечно же, не жутким сюжетом, который существенно уступает технике сегодняшнего детективного письма, и тем более не изысканностью художественного стиля. Возможно, его герою были присущи какие-то сверхъестественные способности и знания?
В «Этюде в светло-красных тонах» неизменный спутник детектива, доктор Ватсон, так определил интеллектуальный потенциал гения: знания литературы, философии и астрономии — никаких, политики — слабые, ботаники — неравномерные (хорошо разбирается только в яде); геологии — практичные, но ограниченные; химии — глубокие; английских законов — основательные; сенсационных публикаций — огромные. Ко всему прочему, для изысканности, джентльмен-детектив еще и скрипач, фехтовальщик и боксер.
В каждой из составляющих — ничего особого, в совокупности — неповторимая смесь интеллектуало-боксеро-скрипача, который внимательно изучает колонки желтой прессы, благодаря которым и узнает жизнь. К тому же еще и дедукция, которая опирается не столько на ситуативную наблюдательность и переразвитые умственные способности, сколько, опять-таки, на знание реальной жизни. Жизнь, в которой главным местом преступления, вопреки распространенному суеверию, а как следствие и существующим на то время канонам детективного жанра, становятся не кварталы попрошаек, а семейные имения, великосветские салоны и кабинеты чиновников.
Так же отличается джентльмен-детектив и от своих коллег. Прежде всего от популярных французских сыщиков — Видока (бывшего преступника, который, с целью повышения рентабельности собственной предпринимательской деятельности, переквалифицировался в сыщика), авантюриста Рокамболя и полисмена Лекока; от английских полисменов — сержантов Каффа и Хексфорда, а также тамошних мошенников (что тоже не гнушаются сочетания обоих способов зарабатывания денег — как преступлением, так и его раскрытием).
Прежде всего Холмс — прихотливый эстет. И поэтому наслаждения ищет не только в самом факте раскрытия преступления, но и в изысканной интеллектуальной технике, которую применяет в процессе разоблачения преступника. Ведь интеллект — это, в конечном счете, единственное оружие и последняя надежда в мире, где обитает Холмс. Оружие мести истеблишменту.
Именно благодаря этому оружию, как борец за права отверженных, Холмс становится едва ли не самым популярным персонажем XX века, а на его адрес — Бейкер-стрит, 221-б — до сих пор продолжают поступать письма, авторы которых обращаются к гениальному сыщику с просьбой помочь в борьбе с преступниками.
Именно благодаря этому оружию в 1908 году сэр Артур Конан-Дойл выиграл знаменитое «дело Слейтера», суть которого заключалась в том, что следствие, руководствуясь, очевидно, только альтруистическими мотивами, быстро закрыло дело об убийстве, оправдав влиятельного убийцу-аристократа и осудив вместо него на казнь несчастного Оскара Слейтера. Но благодаря вмешательству сэра Артура и писателя Эдгара Уоллеса было назначено повторное следствие, которое оправдало Слейтера. Правда, настоящие имена убийц истеблишмент так и не назвал.
Возможно, именно этот опыт реального столкновения с истеблишментом и дал сэру Артуру материал для самой лучшей его миниатюры, которая вопреки безумной популярности «холмсианы» осталась ненапечатанной, а посему мир и не узнал о Конан-Дойле — авторе политических страшилок.
Рассказывают, что как-то сэр Артур как модный автор был приглашен на званый вечер к какому-то лондонскому то ли банкиру, то ли чиновнику. После ужина присутствующие стали просить писателя, чтобы он рассказал какую-то новую, еще никому неизвестную историю из жизни короля сыщиков — Шерлока Холмса.
— Хорошо, — согласился писатель и стал рассказывать. — Шерлок Холмс как-то расследовал дело о большой афере, связанной со страхованием имущества. Убежденный, что преступление стало следствием заговора чиновников и банкиров, он, однако, не имел убедительных доказательств. Поэтому он и решил прибегнуть к хитрости и отправил почти всем английским политикам — чиновникам, парламентариям и самым крупным финансистам — телеграмму такого содержания: «Все раскрыто! Немедленно бегите!»
— Гениально! — чуть сдерживая себя от удовольствия, завизжал туповатый хозяин дома. — И тогда преступника наверняка поймали!
— Нет, — ответил писатель. — К сожалению, оказалось, что Холмс очень плохо знает жизнь. Получив его телеграмму, не только вероятный, с точки зрения Холмса, преступник, но и все адресаты оставили Англию и выехали в неизвестном направлении.
Здесь, по законам драматургии, должна быть пауза, немая сцена.
История, к сожалению, не задокументировала реакцию достопочтенных слушателей этой жуткой истории. Однако ее можно представить. Это — шок!
И действительно, разве это не ужас для обычного английского избирателя, а тем более функционера — проснуться в одно прекрасное утро и с изумлением узнать, что горемычное правительство вместе с парламентариями — в полном составе, с семьями и скромными сбережениями — эмигрировало и завеялось куда-то в поисках политического убежища?! Как жить дальше, что делать, кто будет определять направление поступательного движения вперед, кто будет учить жить на белом свете, где найти потерянный смысл бытия?!
После такого конфуза несчастным англичанам ничего иного не оставалось бы, как объявить Холмса врагом нации номер один. Именно поэтому, по-видимому, сэр Артур и не осуществил самый смешной свой опыт.
Выпуск газеты №:
№92, (1999)Section
Культура