Стволы и сантименты
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071005/4170-6-4.jpg)
Вестерн для нас до сих пор остается во многом экзотикой. Поэтому новая голливудская картина «Поезд на Юму» может быть интересна хотя бы с учетом этого. А, впрочем, это все-таки не очень типичный вестерн.
Конечно, все правила здесь соблюдены. Беспрерывно разъезжают крутые парни на резвых лошадях, умело и много стреляют, презрительно прищуриваются, запросто покоряют женские сердца и тому подобное. Но развязка всего этого кровавого дела достаточно неожиданна, и счастливой ее не назовешь. То есть в антураже вестерна развертывается еще и классическая драма — драма выбора в первую очередь.
Итак, знаменитого бандита- ковбоя Бена Уэйда арестовывают в тот момент, когда он потерял бдительность в объятиях зеленоглазой хозяйки салона. Теперь остаются сущие пустяки: арестованного необходимо доставить в городок, где есть железная дорога, и там посадить в поезд, который отвезет злодея в более цивилизованные места, где Уэйда уже заждалась виселица. Проблема лишь в том, что весь этот путь к вокзалу пролегает через абсолютно дикие прерии, где последнее слово всегда за тем, кто быстрее нажмет на курок, а господствуют на этих просторах бандиты Уэйда, преданные своему вожаку до смерти. Поэтому все, кто взялся конвоировать главного убийцу, — потенциальные смертники. Среди них и Дэн Эванс — антагонист Уэйда, ветеран Гражданской войны 1860-х, не слишком успешный фермер, которому очень нужны деньги. Собственно, противостояние Уэйда и Эванса и составляет основу фильма.
Для этого нужны красивые актеры. Эванса играет Кристиан Бейл, Уэйда — Рассел Кроу; оба справляются с ролями блестяще. В эпизодах не менее интересные исполнители: одного из шерифов играет живая легенда Голливуда Питер Фонда, а бандита Чарли, друга Уэйда — Бен Фостер (зрителям он должен был запомниться ролью неврастенического наркодиллера в драме «Альфа Дог»).
Режиссера «Юмы» зовут Джеймс Мэнхолд. Он успешный голливудский ремесленник, как раз из тех, кто из года в год поддерживает средний высокий уровень американского кино. Его фильмам практически всегда обеспечено участие звезд и кассовые сборы. Он может снять на приличном уровне и триллер, и комедию, и психологическую драму. Его самые известные картины — «Кейт и Лео», а также «Полицейские» — последние интересны участием Сильвестра Сталлоне, который без своих «рэмбоидных» трюков оказался прекрасным актером.
Иначе говоря, актеры у Мэнхолда и много стреляют, и хорошо играют. В «Поезде на Юму» перестрелки и погони также срежиссированы эффектно, но и Кроу с Бейлом не отстают, разыгрывая настоящую дуэль двух сильных характеров. Эвансу важны не столько деньги, сколько принцип, как бы ни угрожали, какие бы деньги ни предлагали. Потому что доставить Уэйда до поезда — значит выполнить обещание, остаться с чистой совестью. У Уэйда своя внутренняя эволюция, и вот она, к сожалению, остается необнаруженной. Иными словами, остается неясно, почему Уэйд принимает правду Эванса как свою, почему все-таки садится в тот поезд. Кроу играет действительно замечательно, и эта роль — абсолютно его; но обнаружить личный момент истины Уэйда ему должен был помочь режиссер, но он этого не сделал. Поэтому все эти сантименты, которых, несмотря на стрельбу, все больше и больше, так и не получают надлежащего жесткого равновесия. К сожалению — потому что, если бы удалось рассказать также надлежащим образом и историю героя Кроу, был бы великий фильм. А так — получился все-таки очередной вестерн с непонятным финалом.
Выпуск газеты №:
№170, (2007)Section
Культура