«Свободное» дыхание
Молодые украинские режиссеры в Доме кино представили свой творческий отчет
Недавно в Доме кино состоялся самый настоящий аншлаг. Зрители пришли на презентацию короткометражных фильмов художественного объединения молодых украинских кинематографистов «Вільні». Желающих посмотреть на картины было так много, что Синий зал кинотеатра оказался мал. Некоторые зрители наслаждались фильмами на протяжении всего сеанса по-домашнему, сидя на полу, что придавало своеобразную романтичность просмотру фильмов.
Творческое объединение «Вільні» — это выпускники нынешнего года Института экранных искусств Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, мастерской Василия Витера.
В 11 фильмах нового поколения украинских кинорежиссеров представлена широкая палитра жанровых решений: от психологического триллера — до легкой комедии. А также фильмы, посвященные 200-летию Тараса Шевченко и документальный фильм, снятый на Майдане 2013—2014 гг. Это преимущественно игровые ленты, в которых режиссеры, сценаристы, актеры, кинооператоры, звукорежиссеры, композиторы и художники подтверждают свой профессионализм и готовность сделать свой вклад в развитие украинского кинематографа.
«Я думаю, что из каждого такого творческого объединения должно начинаться что-то новое, конечно, не всегда это может получиться, но эти волны импульса для украинского кино это уже хорошо, — отметил на презентации фильмов режиссер Василий ВИТЕР. — Это значит, что оно сможет возродиться. Мы потеряли зрителя, зритель пошел на британские кино, американское. И в настоящее время запрещают много российских сериалов, но что вместо них будут показывать? Собственно, я думаю, что вот эти работы молодых режиссеров можно ставить вместо них. Они украинского производства, они новые, они интересные и они уже готовы к показу.
По словам пана Василия, этот курс выпускников уникален, и интересен тем, что они разные по предпочтениям, по эстетике, по надеждам, но они помогают друг другу, друг у друга снимаются, поддерживает, вместе обсуждают, пишут сценарии. «Эти фильмы, которые мы предложили зрителям, как наряд для невест, у всех свои вкусы, свои прихоти, но каждый найдет в них что-то для себя», — дополнил режиссер.
«Больше всего мне понравилась лента «Як Шевченко шукав роботи» (реж. Арсений Бортник. — Ред.) и «Казка про Катерину» (реж. Наталья Наенко. — Ред.) — это режиссерское чувство стиля, просто дар Божий. Правда, на мой взгляд, переборщили с фольклорным пением, — поделился своими впечатлениями от фильмов председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей ТРЫМБАЧ. — Безусловно, у кого-то лучше, у кого-то хуже, но у меня сложилось впечатление, что это талантливые люди. Знаете, у меня есть напрасное стремление научить наших нардепов смотреть раз в неделю или раз в две недели украинское кино. Они же говорят, что украинского кино нет, а то, что оно есть и то, что оно рождается — до этой публики не доходит. Но это не означает, что мы должны быть от них зависимы. И эти молодые режиссеры молодцы, что они объединились, они должны держаться вместе и уверенно продолжать свой путь».
«Почти все фильмы нынешнего «ГогольФеста» были представлены в акции «Благодійний Кінотуризм»; молодые режиссеры устраивали благотворительные показы и собирали средства для АТО. Они все очень активные и талантливые, хорошие организаторы. Например, Валерия Сочивец (реж. ленты «Знеболювальне». — Ред.) организует показы в каких-то небольших клубах, аудиториях. Хоть людей там 15—30, но они двигаются к зрителю, — отметила в комментарии «Дню» основатель студии «ВІАТЕЛ» Галина КРИВОРЧУК. — Наша цель — показать эти фильмы на телеканалах, мы готовим соответствующие документы, поэтому уже скоро они должны появиться на экранах. Также ведем переговоры, чтобы представить фильмы в виде альманаха в кинотеатре «Жовтень». Фильм «Обличчя» (реж. Никон Романченко. — Ред.) пригласили на фестиваль «Молодость» — это фильм о Майдане». Вообще энергия этих молодых режиссеров передается через экран, и зритель это чувствует. Я думаю, что новая эра украинского кинематографа началась уже давно, возможно, ее не все чувствуют и не все видят. Мне хочется отметить, что это именно то поколение, которое будет создавать страну такой, какой они ее видят и чувствуют».
Также, Галина Криворчук отметила, что сейчас объявлен Седьмой конкурсный отбор кинопроектов для формирования Программы производства и распространения национальных фильмов на 2015/2016 годы, и уже нескольких человек из этого курса имеют свой сценарий и готовы подавать его на конкурс. Кстати, еще одна выпускница мастерской Василия Витера, Ирина Правило, снимает уже третий фильм в Италии, и с этим проектом также хочет подать заявку в «Держкіно».
* * *
Молодые кинематографисты, представляя свой альманах, с удовольствием делились своими эмоциями и впечатлениями. Арсений Бортник, режиссер ленты «Як Шевченко шукав роботи», как ранее писал «День», летом ездил с акцией «Благодійний Кінотуризм», представляя свои и не только свои работы для сбора средств на АТО. «В Радивилове мы собрали 7000 гривен, в Бродах — около 2000, в Коломые — 1000. Все средства отправили на АТО. В настоящее время планируется показ в Дрогобыче и Каменец-Подольском», — комментирует Арсений.
— Сколько времени заняли съемки фильма?
— Съемки только моего фильма заняли один учебный год, но так как у меня была учеба, а потом начался Майдан, то это все затянулось. Но если бы это были сугубо съемки, то на это ушло бы около 3-х месяцев.
— Расскажи о вашем объединении «Вільні».
— Объединение «Вільні» — это вся мастерская Василия Витера. Мы у него выучились, выпустились. В принципе, это объединение существовало еще с тех пор, как мы начали вместе сотрудничать, с первого курса. Мы просто представлялись по-разному: учебный курс, курс мастерской Василия Витера, и никак не могли придумать подходящее название. Но когда уже выпустились, когда сделали этот альманах, то задумались над серьезным названием. Почему «Вільні»? Название имеет много значений: во-первых потому что мы все родились уже в свободной Украине, свободные — потому что закончили университет, свободные — потому что новое время.
— Трудно ли тебе давались съемки кино?
— Честно говоря, тяжеловато, во всех планах. Вот, например, мы приглашали наших известных актеров, они соглашались, с этим все нормально, но они снимаются бесплатно и очень сложно собрать всех вместе. Когда якобы тебе никто ничего не должен, ты поощряешь просто энтузиазмом, и ты не можешь ни на кого ничем давить. Кто-то может позвонить по телефону перед съемкой и сказать: «У меня не выходит, извини», а что ты ему скажешь? Еще одна проблема — это аренда помещений, есть помещения, в которых смена (10 часов съемок) — 20 тысяч гривен, а у нас, в сущности, фильм меньше стоит, придется вкладывать свои. Есть лояльные люди, которые по бартеру «мы вам помещение — вы нам ролик» предоставляют локации.
— Чтобы ты снял, если бы тебе предоставили средства для съемок?
— Если бы у меня сейчас были деньги, я бы снял типичное кино, хорошую, простую украинскую историю. Не американскую, а нашу, понятную для нашего менталитета. Никакого Хемингуэя, по которому все снимают, у нас тоже есть авторы, которые хорошо пишут. И запустить его в прокат, чтобы оно заработало, а уже потом, когда буду иметь возможность, снимать то, что интересно мне. А у нас почему-то происходит наоборот. Ты снимаешь что-то крутое, люди его не понимают, твой рейтинг низкий, и получается, что ты — какой-то арт-хаусный режиссер, тебе уже и деньги не хотят давать. Но и жить за что-то нужно, тогда идешь и снимаешь свадьбу, вот такие жизненные реалии.
Когда я снимал свое кино, то думал: ну вот фильм о Шевченко, к 200-летию, по произведению львовского автора Маковея, сейчас быстро найду спонсора, мы фильм раскрутим, пригласим актеров, сделаем для диплома версию и для кинотеатров. Но никто не захотел этим заниматься. Нужно, чтобы кто-нибудь рискнул инвестировать в украинский кинематограф.
Выпуск газеты №:
№193, (2014)Section
Культура