Свои для своих и о своем
Во времена общественных изменений и социальных катаклизмов интерес к фильмам в жанре хоррора и мистического триллера резко усиливается, ведь ужас прямого действия легко оттесняет абстрактные тревоги![](/sites/default/files/main/articles/01102019/kobzar_2000_opyr_1.jpg)
Убегая от надоевших реалий повседневности, люди радостно ищут альтернативу в мифологическом, потустороннем, мистическом.
Интересно и то, что никакие успехи образования и науки существенных изменений в ситуацию не вносят. К тому же техногенные катастрофы последних десятилетий привели к появлению множества «свежих» страхов и подарили сценаристам и режиссерам немало новых тем. Ничего удивительного, ведь наше существование, как и раньше, полно загадок и тайн, самой грандиозной среди которых остается тайна небытия. Именно экзистенциальная тревога была, есть и будет неисчерпаемым источником нынешних и будущих мистических произведений в литературе и кинематографе.
Спрос рождает предложение. Количество мистических триллеров постоянно растет. За последнее десятилетие только в Голливуде их производство увеличилось в шесть раз (в 2017 году на экраны вышло 62 триллера). Несправедливо окрещенный «низким», жанр мистического триллера вот уже почти столетие обогащает социальный и культурный контекст, развивается, преодолевает и нивелирует границы. Специфика такого кино все чаще отрицает какие-либо попытки классификации, сочетая драму, мелодраму, социальную сатиру, мрачную сказку, абсурдную комедию и хоррор.
Кроме того, последнее десятилетие стало периодом расцвета этнической мистики с элементами ужаса. За примерами далеко ходить не надо: в том же 2017 году мистический триллер американского режиссера и сценариста Джордано Пила «Ловушка» впервые со времен Хичкока (1968 год) номинировался на «Оскар» в нескольких категориях и получил высшую награду за лучший сценарий. «Ловушка» удостоилась внимания жюри и «Золотого глобуса», где фильм получил награду за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. В одном из своих интервью режиссер отметил, что афроамериканцы всегда любили хоррор, но до сих пор были лишены образца жанра, который основывался бы вокруг узнаваемого афроамериканского опыта. Что ж, перед нами неоспоримое доказательство того, что фильм, снятый «своим для своих, о своем» (известная формула нашего Михаила Ильенко), получил неоспоримое признание всего кинематографического мира. И это лишь один, хотя и очень показательный пример.
Те же тенденции можно наблюдать и в Европе: шведская кинолента «На границе миров», рассказывающая зрителям о жизни и экзистенциальных проблемах троллей в современном мире, была представлена на Каннском фестивале 2018 года и получила премию «Особый взгляд». Та же кинолента была отобрана для участия в номинации на «Оскар»-2019 в категории лучший фильм на иностранном языке. Достаточно неожиданным открытием нынешнего Венецианского кинофестиваля стала премьера тунисского мистического хоррора «Дашара». И что же заинтересовало критиков? Прежде всего этнический колорит. Глобализированный мир ищет свежих и ярких впечатлений именно в «рассказах о своем».
Кобзарь 2000 Герой новеллы «Сон» Виктор (Иван Шаран) / Фото Кирилла КУРОВСКОГО
Этническая мистика Казахстана пока не сделала шаг в широкий мир и существует только «для своих». А вот в мистических триллерах Якутии критики уже находят некоторые черты сходства с фильмами того же жанра Японии и Южной Кореи. Сейчас этнический мистический триллер - это лишь тенденция, но существует вероятность, что в ближайшее время именно она станет ведущей. Хотя бы потому, что народная демонология и язычество неисчерпаемый, а главное, самобытный источник создания мистических фильмов. Привлечь внимание современного перенасыщенного информацией мира можно только опираясь на черты уникальной неповторимости.
И здесь неосведомленность мира с реалиями украинской жизни может сыграть самую позитивную роль. Похоже, именно поэтому мистический триллер «Брама» Владимира Тихого за рубежом был воспринят значительно лучше, чем на родине, в то время как крепкие, в профессиональном отношении, «Тени незабытых предков» остались практически незамеченными. Мистический «Чунгул» Александра и Вячеслава Алешечкиных оставляет неприятный привкус неудачной попытки, а снятая в сотрудничестве с Польшей «Лысая гора» Романа Перфильева может похвастаться лишь удачной атмосферой саспенса. Украинский мистический триллер делает первые, еще неуверенные шаги. Но это, несомненно, движение в правильном направлении.
Не так давно поклонники украинского кино узнали, что кинокомпания «Галери вижн» получила финансирование Украинского культурного фонда на режиссерскую разработку полнометражного художественного фильма «Кобзарь 2000 Hard». Фильм первый. Речь идет об экранизации сборника новелл братьев Капрановых - своеобразного микса мистики, эротики и иронии на основе украинской мифологии. Сценарий экранизации создан продюсером фильма Сергеем Галетием.
В планах - выпуск пяти лент в течение пяти лет. С мой точки зрения - проект чрезвычайно масштабный и очень смелый. Поскольку нет более усердных и придирчивых критиков, чем зрители, которым предлагают фильм «о своем». Герои «Кобзаря 2000» живут в современном мире, учатся, работают, решают коммуникативные и бытовые проблемы. Им, как и каждому из нас, кажется, что они знают себя и более или менее адаптированы к жизни в обществе. Так же, как и мы, герои фильма утверждают - чудес не существует. Но уверены ли они в этом на самом деле? И что произойдет, когда придется столкнутся с непонятным, сверхъестественным, непостижимым?..
Кобзарь 2000 реж. Алексей Даруга / Фото Кирилла КУРОВСКОГО
По мнению авторов литературного первоисточника, братьев Капрановых, фильм будет существенно отличаться от книги. «Своего "Кобзаря 2000" мы написали двадцать лет назад. Поскольку книга часто переиздавалась, приходилось перечитывать ее, и надо сказать, что за это время наши впечатления от собственных текстов сильно менялись. Что же тут удивляться, если другой человек увидит наш текст по-своему?
Мы хотели бы, чтобы кино было снято на современном уровне, и надеемся, что у творческой группы хватит профессионализма для этого. Во время разговоров о будущем сценарии мы обращали внимание на основную, по нашему мнению, особенность мистических историй - все они происходят на грани правды и выдумки. Этот принцип достаточно сложно соблюсти, но те истории, которые легли в основу фильма, позволяют держаться на этой грани. Современный зритель перекормлен чудесами - его не удивить ни вурдалаками, ни ведьмами, потому что драконы, орки, гоблины и колдуны смотрят на нас со всех возможных экранов. Поэтому не хотелось бы скатываться в формат фэнтези или сказки. Хочется, чтобы это была именно мистика на грани, когда зритель в любую секунду готов поверить и со следующей уже сомневается», - поделился ожиданиями относительно будущего фильма Виталий Капранов.
Таким образом, какое-либо копирование заезженных клише делать не стоит. Чтобы рассказать о «своем» и вызвать искреннюю заинтересованность «своих», придется искать едва заметную тропинку между правдой и вымыслом, попробовать выдержать шаткий баланс между доверием и недоверием. Да еще и оставлять зрителю пространство для размышлений... О чем? Конечно, о «демонах», которые живут в каждом из нас и на существовании которых мы упорно закрываем глаза.
Section
Культура