Перейти к основному содержанию

Свою 70-ю осень Николай Мозговой встретит в бронзе

1 сентября в Киеве откроют монумент известному маэстро
01 сентября, 09:59

Бронзовый памятник «рождался» семь лет. Нужно отметить, что Николай Петрович наряду со всенародным почетом и любовью имел также немало врагов — как явных, так и тайных. Хоть свой первый и главный памятник эстрадный певец и композитор поставил себе сам, потому что на его песнях выросло несколько поколений самобытных украинских певцов, композиторов, музыкантов и творческих коллективов.

В день рождения маэстро (1 сентября) около служебного входа Дворца искусств «Украина» будет открыт памятник Николаю Мозговому. Авторами оригинального художественного произведения являются скульптор Мишель Ищенко и  архитектор Леонид Малый... И все же... Если бы не настойчивость генерального директора Дворца «Украина» Романа Недзельского, единственной дочки композитора Елены Мозговой и вдовы Виолетты Борисовны, такого чествования памяти Николая Петровича к его 70-летию не было бы. Теперь мастер возвращается к нам не только в бронзе, ежегодных вечерах памяти, но и своим незабываемым творчеством, самобытными песнями, а также мозаикой светлых воспоминаний его родных, коллег и друзей.

«В ЕГО ГЛАЗАХ Я УВИДЕЛ ОТКРЫТУЮ ДУШУ»

Иван ГАВРИЛЮК, киноактер:

— Сорок лет тому назад моя жена Мирослава познакомила с Николаем. Они вместе в Севастополе выступали на военном крейсере «Киев». Сразу же понравились друг другу. В молодости Мозговой был очень похож на Ивана Миколайчука. Как-то он неожиданно пришел к нам в гости. В его глазах я увидел открытую душу. С того момента  началась наша многолетняя дружба. Когда Николай попал в ужасную аварию, я постоянно его навещал, помогал чем мог. Говорю об этом не случайно, ведь Мозговой умел ценить и уважать тех, кто делал ему добро. Даже самое незначительное. Потом каждого человека благодарил, но очень незаметно, однако весомо — в сто раз больше!

Он всегда был могучей личностью: каждое его движение, каждый жест находились в убежденной пластике. Был начитанным и образованным человеком. С ним было интересно разговаривать на любую тему — культура, политика, экономика, бизнес, финансы...

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА НИКОЛАЮ МОЗГОВОМУ СКУЛЬПТОРА МИШЕЛЯ ИЩЕНКО — DEMIURG GEFEST COMPANY, ЛИТЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ PIKART GROUP / ФОТО ИВАНА РЕКИ (ИЗ АРХИВА МИШЕЛЯ ИЩЕНКО)

Прошло семь лет, как его нет на этом свете, но до сих пор не могу смириться с этой мыслью. С Николаем можно было приятно побеседовать, выпить рюмку, попеть, с ним можно было и помолчать...

Как бы грустно не было, хочется и о приятном сказать: наконец украинцы украинцам ставят памятники. А до этого украинцы ставили монументы вовсе не тем, преимущественно не украинцам, тем, кто никогда не имел никакого отношения к нам и к нашей истории...

«ПО ПРИМЕРУ КЛАССИКОВ, И ВОСПЕТЬ ВРЕМЕНА ГОДА»

Андрей ДЕМИДЕНКО, поэт:

— С Мозговым мы познакомились во Дворце «Украина» тогда, когда отовсюду звучал его незабываемый шлягер «Край, мій рідний край». Он предложил написать что-то вместе вроде классиков и воспеть времена года. Цикл  песен начала «Веснянка». Николай прекрасно разбирался в поэзии. Не случайно мало писал на чужие стихи, которыми не всегда был доволен... Когда сделали запись, повсеместно «Веснянка» имела зеленый свет. Так началась наша дружба с Николаем Мозговым. Потом мы дописали еще три песни из задуманного нами цикла: «Золотиста осінь», «Зимонька-зима» (другое название — «Новорічно-Різдвяна») и «Щедре літо». Я считаю, что лучшим исполнителем «Веснянки» был сам Мозговой. Впоследствии эту песню начали петь многие украинские исполнители: ВИА «Кобза», Нина Шестакова, София Ротару, Алла Кудлай, Надежда Шестак, Ольга Макаренко... А  недавно интересную версию, новое прочтение «Веснянки», очень интересное, сделал ансамбль «ТОК».

«ОН БЫЛ ИЗ ТРУДЯГ»

Виктор ГЕРАСИМОВ, поэт:

— В «Зачарованих словах» сначала было написано стихотворение. И даже один из молодых львовских композиторов создал для него мелодию, которая мне не понравилась. А затем я дал стих Мозговому и даже не надеялся, что он сумеет сделать из него шлягер. Николай придал произведению карпатский колорит, особенно во вступлении, в проигрыше. Это и не удивительно, ведь он рос на Буковине, его произведениям свойственны буковинские, молдавские и черты многих других народов, всегда населявших этот щедрый и благодатный край.

Нужно сказать, что и выбор первого исполнителя был также не случаен. Мозговой тогда тесно сотрудничал с бэк-вокалисткой концертной бригады Николая Гнатюка Надеждой Шестак, которая вместе с Ириной Грей подпевали популярному артисту. Николай Гнатюк тогда был на пике популярности, собирал аншлаги на наибольших площадках страны. А у Николая Мозгового была своя группа. Он был из трудяг, которые зарабатывали себе на хлеб насущный выступлениями, объездил весь бывший Союз, не отказвал никаким Хацапетовкам или Трихаткам. Хотя первым «Зачаровані слова» запел Мозговой, но отдал нашу песню Наде Шестак, которая на «Песне-88» попала в финал и стала лауреатом, а мы с Николаем получили дипломы.

«СКУЛЬПТОР УЛОВИЛ ХАРАКТЕР, ДУХ, СВЕТЛУЮ ОТЦОВСКУЮ АУРУ»

Елена МОЗГОВАЯ, продюсер, певица, дочка маэстро:

— Как-то весной, проходя мимо цветущего куста сирени, который растет перед служебным входом во дворец «Украина», мне пришла в голову мысль о памятнике отцу именно в том месте, которое он так любил... Ежедневно в наиболее активные периоды цветения сирени непременно подходил к ней, разговаривал, ласкал, нежил. Как знать, что в такие минуты творилось в его душе. Да и людей любил, иногда очереди к его служебному кабинету (с марта 2005 года и до июля 2010-го был генеральным директором-художественным руководителем Национального дворца искусств «Украина»  — М.М.) начинались именно от этой украинской сирени. Не отказывал никому, да и хотел как будто немного: чтобы звучала украинская песня. С этой идеей пришла к Роману Стефановичу Недзельскому. Тогда казалось, что он меня понял с полувзгляда, еще не сказала ни единого слова. И сразу поддержал. Сейчас хочу низко поклониться от всей семьи пану Недзельскому за понимание. И молниеносные действия! У меня перед глазами толстенная папка разрешительных и разных рабочих документов, которые собрал для реализации замысла нынешний гендиректор вместе со своей командой единомышленников! А еще он угадал со скульптором. Казалось, что на каждом этапе нам помогал Дух Господний. И почувствовали это тогда, когда вместе с Романом Стефановичем поехали в мастерскую Мишеля Ищенко и впервые увидели памятник... молодой и талантливый скульптор уловил характер, дух, светлую отцовскую ауру. Мы ничего не меняли, изображение осталось целомудренным. Вот где настоящее искусство!

Каждый, кто захочет пообщаться с Николаем Петровичем Мозговым, прислушаться к его мнению, совету, магическому слову, сможет это сделать в любую пору и время суток, присев на скамейку под кустом сирени рядом с бронзовым монументом. Кто умеет и хочет услышать, тот услышит.

«МЫ С НИКОЛАЕМ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛИ ГОРЫ»

Юрий РЫБЧИНСКИЙ, поэт:

— Для Мозгового образцовым было творчество Владимира Ивасюка. Поэтому недаром он с успехом организовывал и успешно проводил в Черновцах Песенный конкурс имени Владимира Ивасюка, хотя уже сам был известным композитором и мог делать конкурс собственных произведений. А тогда, в 1980 году, когда встретились на Бессарабке в Киеве, взяли по стакану молдавского вина, сели на скамейку, Николай спросил: «Есть с собой что-то?» Имелось в виду, что-то свежее, рожденное из того, что никто еще не видел и не слышал. У меня в кармане было стихотворение «Минає день, минає ніч», в котором был уже написан запев и припев. И я ему его дал. У Мозгового мелодия родилась сразу.

«Минає день, минає ніч» — была одной из лучших его песен. Однако мы в тот же день сошлись в желании, чтобы лучше всего эту песню может исполнить София Ротару.

Мы с Николаем очень любили горы. Это то взлелеянное в мечтах с детства место, где себя чувствую намного лучше, чем на равнине. Горы каждого человека делают ближе к Богу, к небу, к солнцу, к звездам. Когда с равнины поднимаешься высоко в горы и смотришь вниз, то все, что там осталось, особенно ежедневная жизненная суета, лишние переживания, все кажется таким пустяковым, маленьким. Для того чтобы каждый человек почувствовал свои прозаичные струны, он должен, как в кинофильме «Вертикаль», идти в горы. Потому-то такая песня, как «Знов я у гори іду», просто не могла не родиться! Первым спел ее Василий Зинкевич, для которого мы специально написали эту композицию. И она ему подходила, ведь он, хоть родился на Подолье, полетел в песенный мир с горной местности Выжницких гор. И всегда, где только мог и как только мог, воспевал их красоту.

Роман НЕДЗЕЛЬСКИЙ, генеральный директор НДИ «Украина»:

— Мы живем в очень непростое время, в котором нивелировались человеческие ценности, существовавшие раньше. Когда-то люди искусства, элита общества имели приоритетные принципы, ей всячески способствовали и помогали. Ведь это был цвет нации. В настоящее же время мир стал более жестоким... Есть немало вопросов и относительно памяти человеческой. Таких примеров можно приводить много и ежедневно. То, что мы и в дальнейшем идем по улице Николая Мозгового, факт неоспоримый. Еще с тех пор, когда появились и облетели весь мир его песни, ставшие украшением национальной культуры, «золотым фондом» украинцев.

Когда мы сделали мемориальную доску великому режиссеру Борису Шарварко на фасаде дворца «Украина», ко мне подошла Елена Мозговая с предложением относительно увековечения памяти ее отца. Дочка проходила мимо куста сирени, который посадил Николай Петрович и у нее зародилась эта идея.

Остались ученики Мозгового, его коллеги, почитатели таланта, которые не всегда могут пойти на кладбище, а вот парковая скульптура была бы тем местом, где действительно можно было бы собирать тех, кто влюблен в родную песню, кто будет иметь возможность поздороваться, поговорить, помолчать, пожелать самим себе набраться животворной силы, воодушевления и доброты, которыми так щедро от всего сердца умел делиться маэстро. Я сразу поддержал: провели два концерта из собранных средств, почти год потратили на оформление всех согласительных документов. Сын Бориса Шарварко Олего предложил привлечь к сотрудничеству молодого и одаренного скульптора Мишеля Ищенко,  который сделал и мемориальную доску, и надгробие режиссеру.

Хочу поблагодарить всех, кто приобщился к этому благородному делу — установлению памятника маэстро Мозговому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать