Такие разные истории о любви
4 октября в Национальной опере Украины состоится «Вечер балетов Мориса Равеля»
Концерт посвящен 140-летию со дня рождения выдающегося композитора-импрессиониста. Напомним, среди музыкального наследия классика балеты занимают небольшую, но значительную часть хотя бы потому, что стали яркими вехами «серебряного века хореографического искусства», потому что создавались для Дягилевских сезонов и их правопреемников. Так, одноактный балет «Дафнис и Хлоя» (по мотивам одноименного античного романа Лонга о влюбленных пастухе и пастушке) по сценарию Михаила Фокина впервые был показан в парижском театре «Шатле» в 1912 г. Балетмейстер-новатор воплотил в пластике чистые линии древнегреческих барельефов и передал безумную страсть вакханалии. В главных партиях выступили прославленные танцовщики Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. На киевской сцене балет «Дафнис и Хлоя» был поставлен в 1969-м выдающимися мастерами — дирижером Стефаном Турчаком, хореографом Анатолием Шекерой и художником Даниилом Лидером.
Либретто и хореография новейшей версии балета Национальной оперы Украины принадлежат Анико Рехвиашвили, художественное оформление по мотивам амфорных фресок создала Мария Левитская. В юбилейном спектакле главные партии исполнят ведущие солисты театра: Елена Филипьева, Анастасия Шевченко, Андрей Гура, Виталий Нетруненко и Александр Шаповал.
Вторая часть балетного вечера пройдет под, возможно, самую известную музыку Равеля — «Болеро» (премьера которого состоялась 20 ноября 1928 г. в Париже в постановке Брониславы Нижинской). Композитор написал это произведение для примы-балерины Иды Рубинштейн, танцовщицы, сломавшей представления зрителя о хореографических формах и пропорциях, манере исполнения и пластике, каждым своим появлением на сцене создавая эффект взрыва. Как часто бывает, представления композитора и постановщиков разошлись: маэстро видел в своей музыке сцену из завода и танцующих на его фоне рабочих, а Нижинская героиню Иды сделала центром страстей испанской таверны, где царят любовь и ревность. Каждый из следующих интерпретаторов (В. Бурмейстер, Л. Лавровский, М. Бежар, А. Шекера, В. Литвинов) сквозь грохот металла в музыке слышал необычайную телесную чувственность, которую и использовал каждый в своем сюжете.
Например, шекеровская постановка «Болеро» не сходит с киевских афиш почти четыре десятилетия (!) и не теряет градуса страстей внутри любовного треугольника, который в воскресенье воспроизведут танцовщики Анна Васильева, Дмитрий Чеботарь и Оксана Гуляева, а Симфоническим оркестром будет управлять маэстро Николай Дядюра.
Выпуск газеты №:
№177, (2015)Section
Культура