Талантливый дебош
Фестиваль альтернативной, неформатной и экспериментальной музыки «16+» — деяние в определенном смысле героическое![](/sites/default/files/main/articles/20082015/11hamerman.jpg)
Делается на энтузиазме, реклама — через Интернет и сарафанное радио, список участников — с минимальным коммерческим потенциалом. Проводят его энтузиасты для, по большому счету, такой же как они, публики — среднего класса молодых горожан, у которых есть вкус к нетипичным артистическим развлечениям.
«16+», кстати, — не возрастное ограничение, а скорее, обозначение места проведения — арт-дворик на Ильинской, 16, а «плюс» указывает на разнообразие программы: разножанровая музыка плюс кинопоказы плюс визуальное искусство.
Сам дворик — частично оккупированные художниками одно- и двухэтажные полуруины, которыми все еще богат Подол. Некоторые здания вообще стоят без крыши, которая добавляет романтики, когда можно, развалившись на диване, смотреть фильм в проекции на стену, а над головой у тебя будет лишь летнее звездное небо.
В этом году фестиваль проходил уже второй раз, и в течение 3 дней на 3 сценах, которые организаторы умудрились устроить в довольно неприспособленном пространстве, выступило около 60 музыкальных проектов — от киевских композиторов академического авангарда Аллы Загайкевич, Максима Шалыгина и Алексея Ретинского до разнокалиберных рок-групп. Никаких звезд, только чистое самовыражение. В целом Ильинская, 16 на этот уик-энд превратилась в настоящий заповедник нестандартного искусства; призыв «приходите — будет дивно» нашел вполне достойное воплощение. Вершиной диковины стала панк-опера «Розовый бутон».
Панк-опера — определение, которое звучит как оксюморон. С одной стороны — анархический, грубый стиль, которому немного больше 40 лет, с другой — классический сценический жанр с в десять раз более давним наследием. Тем не менее, такое сочетание возможно, ведь панк, по большому счету — не столько музыка, сколько определенная позиция, определенный способ дразнить реальность. Панк может укладываться в невротичное рок-н-рольное русло или звучать в ритмах легкомысленного диско, или принимать форму целого спектакля — в любом виде его хулиганская энергия распознается сразу.
В Киеве есть группа, которая придерживается панка именно по-сути, — дуэт «Хамерман Уничтожает Вирусы». Владимир Пахолюк и Альберт Цукренко (недавно в «Дне» выходило интервью с ними о Сумах — городе, где они начинали 20 лет назад) — вполне взрослые люди, но в творческой неукротимости дадут фору подавляющему большинству младших рокеров.
Замысел оперы появился у них еще 5 лет назад. Фестиваль побуждал воплотить, наконец, это в полноценный проект. За основу взяли библейский миф о Каине и Авеле. Сделали его травестию. Привлекли целый состав исполнителей, даже одного настоящего оперного певца.
В «Бутоне» среди других действуют такие причудливые персонажи, как Гугл, Трава, Овцы и целая толпа зомби. Сюжет иногда приобретает упругость триллера, иногда почти исчезает, но смотреть и слушать неизменно интересно. К тому же у «Хамерманов» есть то, что позволяет им переступать любые табу на сцене: меткое чувство юмора, причем юмор — прямо-таки угольно-черный. О чем бы ни пели — хоть о воровстве, хоть об убийстве, о коварной измене или чем-то подобном — всегда выходит смешно — некий гран-гиньоль в брызгах шампанского и бутафорской крови. Итак, «Розовый бутон» — это действительно опера — с ариями, речитативами, дуэтами, хорами и это действительно панк — с диким канканом в финале. В целом — талантливо сделанный дебош, кстати, вполне в духе барокко, который в свою очередь для Украины является постоянной художественной традицией. Такого на киевской альтеративной сцене я, честно говоря, не вспомню.
А у тех, кто не увидел это на Подоле, есть еще шанс: в сентябре премьера полной версии «Розового бутона» состоится на «Гогольфесте».
Выпуск газеты №:
№149, (2015)Section
Культура