Перейти к основному содержанию

«Терроризм как таковой существовал во все эпохи, но мы делаем вид, что каждый раз открываем его заново»

В Киеве прошла ретроспектива «Оливье Ассаяс: лучшие фильмы», которую режиссер представил лично
04 февраля, 10:59
ОЛИВЬЕ АССАЯС

После премьеры «Зильс-Марии» Оливье Ассаяс встретился с представителями украинских СМИ.

— Можно ли сказать, что «Зильс-Мария» составляет определенную параллель с «Персоной» Бергмана?

— Не буду против, если вы так скажете. Но я не отталкивался от его творчества напрямую. В этой картине я хотел сконцентрировать внимание на работе актрисы — Бинош в первую очередь. На том, как она создает свой образ. При написании сценария я, конечно, понимал, что так, или иначе, отсылаюсь к «Персоне» Бергмана, что нахожусь на его территории, но все-таки вел себя осторожно и не пересматривал этот фильм. Противиться такому сравнению, конечно, не буду. Я не просто любитель его творчества — я его лично знал и записал с ним множество интервью, которые потом издал отдельной книгой. Так что это достаточно много значит и в «Зильс Марии» также.

— Не кажется ли вам, что этот сюжет слишком прост, чтобы Бинош в полной мере раскрыла в нем свой талант?

— У Бинош — очень большая актерская карьера. У нее было много и более сложных образов, но я хотел создать для нее роль, в которой она была бы самой собой, показала бы свою ежедневную жизнь актрисы. Это не очень сложное психологическое задание, но Жюльет оно, все же, предоставляет возможность показать себя несколько иначе.

— А такое двойное перевоплощение не собьет ли зрителя с толку?

— Судя по успеху картины в прокате, зритель ее все-таки воспринял. Я уверен, что там присутствует момент игры, который иногда заставляет и улыбнуться, потому что проявляются какие-то скрытые вещи. Но «Зильс-Мария», думаю, повествует о течении времени, в котором любой человек — в данном случае актриса — принимает свое универсальное лицо, она с ним мирится, она движется с этим временем.

— А если говорить о вас — чувствуете ли вы это время своей эпохой?

— Мы эпоху не выбираем. Я пытаюсь просто взять из всех условий, данных нам, самое лучшее. Невзирая на то, что очень много и плохого.

— Вы опирались на реальные события как основу для сценария?

— Я не черпал свои сюжеты из ежедневной прессы или других сцен актуальной жизни. Меня всегда интересовала отсылка к истории. Например, мой фильм о знаменитом террористе «Карлос» основан на конкретных архивах через 20 лет после описываемых событий. Или «Сентиментальные судьбы» — роман, описывающий процесс перехода к промышленности в мире. По моему убеждению, для того, чтобы передать какое-либо актуальное событие, нужно время. Режиссерская работа требует  упорядочивания фактов и потом их досконального изучения, чтобы на горячую руку не отображать их на свой лад.

— Один из персонажей «Зильс-Марии», молодой режиссер, собирается ехать в Украину для съемок. Почему вдруг?

— Когда я писал сценарий, мне казалось абсолютно реальным, что молодой американский режиссер отправляется снимать кино в Украину. Надеюсь, что так будет.

— Вы вспомнили о терроризме. Сейчас это проблема и во Франции — имею в виду нападение на редакцию сатирического журнала «Шарли», и в Украине — в связи с кризисом на  Донбассе. Скажите, во время работы над «Карлосом» вы пришли к заключению, откуда все-таки берется терроризм?

— Тут два ответа. Первый практически невозможен, потому что лежит в метафизической, философской плоскости — откуда берутся несчастья, человеческая злоба. Здесь мне сложно ответить. Каждый, наверно, ищет ответ для себя сам. Но есть и второй аспект. Терроризм как таковой существовал во все эпохи, но мы делаем вид, что каждый раз открываем его заново. Любой теракт — это четко спланированное действие, которое не может быть изолировано от общества, это в первую очередь оружие войны, будь то политическая или фактическая война. Теракт рождается по указу определенных людей, и сразу находятся другие люди, готовые все это осуществить. Это не секрет.

— Если вернутся к «Зильс-Марии», говорит ли она о смерти старого кино и театра?

— Не комедия, но легкая ирония здесь присутствует. Именно благодаря иронии я могу говорить в своих фильмах о старении, о течении времени, о потере разных вещей. Легкая улыбка позволяет переходить к серьезным вопросам.

— С одной стороны — «Карлос» с его политическими декларациями, с другой — импрессионистически снятая «Зильс-Мария». Вы «левый» или эстет?

— Не считаю себя левым интеллектуалом. В «Карлосе» я скорее историк. Вообще, сложно говорить о жанрах и стилях, потому что мы можем одновременно, например, читать интеллектуальные книги и слушать тяжелый рок. Разноплановость и многогранность как раз и создает из нас людей, и потому привязывать себя к определенному формату было бы преступно. Просто нужно следовать за вдохновением.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать