Тет-а-тет со зрителем
В Хмельницком прошел Международный театральный фестиваль «Відлуння-2008»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081211/4227-19-1.jpg)
Как актеры приходят в моноискусство? Самые распространенные пути — желание самостоятельности и личной ответственности за содеянное на сцене, творческая смелость, определенного рода эгоцентризм.
На IХ Международном фестивале моноспектаклей «Відлуння», (президент-худрук Нина Мазур, директор — Владимир Смотритель), который состоялся в Хмельницком на базе городского монотеатра «Кут» девять актеров из восьми стран продемонстрировали своих художественные пристрастия в этом своеобразном и непростом театральном жанре.
Интересную историю рассказал немецкий актер Алекс Борис, поехавший вместе с тремя коллегами к режиссеру Никопулосу в Грецию репетировать спектакль «Лисистрата». Была идея сыграть все женские роли мужскими силами. Но из-за непредвиденных обстоятельств актеры не смогли приехать в Грецию, Алекс добрался сам и не испугался сыграть спектакль ... один за всех. Так, в комедии Аристофана появились в интерпретации мгновенных перевоплощений актера ярко-индивидуальные образы гордой и бескомпромиссной Лисистраты, сексуальной патрицианки, непримиримой спартанки, колоритного торговца и мужа-воина.
Несмотря на юный возраст, иранка Арине Сукиассян, получившая диплом как самая молодая участница, обратилась к классическому произведению Шекспира, правда, в современном изложении Эзаталлы Мерварана. Спектакль назывался «Фатальная судьба леди Макбет». Актриса играет раскаяние женщины, осознавшей ужас содеянного. Действие происходит в палате сумасшедшего дома, леди Макбет — безумна. Но ничто не может оправдать ее поступков, даже огромная любовь к мужу, толкнувшая на преступления. Поэтому ей так страшно смотреть на свое отражение в зеркале, а слова, написанные на нем губной помадой и размазанные в отчаянии, застынут кровавыми подтеками.
Решением жюри, возглавляемым Генеральным секретарем Международного института театра (Париж, ЮНЕСКО) Тобиасом Бьянконе, на фестивале определены лучший актер и актриса. Ими стали актриса киевского Молодого театра Лидия Вовкун, сыгравшая спектакль «Эмили» В.Люса, и актер Могилевского драмтеатра Василий Галец (спектакль «Инопланетянин» Е.Унгарда). В искренний и необъяснимый мир творчества вводит зрителей героиня Вовкун — Эмили (прообразом послужила американская поэтесса Эмили Дикинсон). Актриса сумела передать состояние мига творчества — странного, сильного состояния, когда из звуков души рождается мелодия поэтического слова. Эмили игрива и мечтательна, сосредоточена и наивна, но при этом сильна своим знанием, кажется, чего-то самого главного, настоящего в судьбе человека. Как в капле воды, в этой судьбе отражается жизнь любого человека, занимающегося творчеством.
Белорус Василий Галец сыграл ироничную, чрезвычайно умную, объемную прозу Евгения Унгарда талантливо и пронзительно. Парадокс произведения «Инопланетянин» в том, что история как будто и реальная, но одновременно и фантасмагорическая: житель далекой планеты отправляется на Землю выполнить особое задание. Инопланетянин оказывается в неведомых доныне условиях жизни, но быстро адаптируется. В рассказах героя зритель угадывает реалии современной жизни: они смешны и грустны одновременно. Инопланетянин часто вспоминает свою родину, которая удивительно похожа на нашу Землю. А может, герой вовсе и не с другой планеты? А просто вернулся уже после смерти в новом обличье? А может, всем нам в нашей следующей жизни Земля будет казаться чужой планетой?
Изысканными были два женских спектакля с интерпретированными шекспировскими сюжетами. Их можно объединить одной темой: размышления после трагедии. Кристине Клетниеце в пьесе Н.Мазур «Леди Капуллети» (Латвия) рассказывает собственную историю после гибели Джульетты, а Дездемона в исполнении Иоланты Юшкевич (Австралия), разматывая белое полотно савана, словно разматывает клубок своей роковой любви к Отелло; и струится кровавым шелком злополучный платок по белым одеждам...
Григорий Печкисев (Санкт-Петербургский театр-студия «Пушкинская школа») сделал удачную актерскую и режиссерскую попытку, инсценировав рассказ «Гололед» скандально известного Андрея Синявского (Абрам Терц). Печкисев был отмечен дипломом «За лучшую режиссуру и сценическое первопрочтение». Его герой живет сразу в нескольких реальностях — прошлое, настоящее, будущее существуют в его сознании.
Гран-при «Відлуння-2008» увез в Швейцарию актер Даниэль Людвик. Он сыграл историю, пережитую, им лично, описанную в собственной пьесе. Взаимоотношения пилота-суданца Мохаммеда, вырвавшегося из плена, и европейца Кристиана, велосипедиста, берущего участие в гонке «Тур де Африка», представляются историей связей и национальных, и общечеловеческих. Не желая лишних хлопот и оберегая личное спокойствие, Кристиан отказывается помочь Мохаммеду добраться до Европы. Только дома велосипедист чувствует угрызения совести, но исправить ошибку уже не удастся. Разысканный Кристианом и приглашенный в Европу Мохаммед летит на самолете, которому суждено разбиться. Спектакль «Мохаммед едет на велосипеде» решен интересно с точки зрения современных сценических технологий. Д.Людвик выступает в образе Кристиана, мчащегося на настоящем гоночном велосипеде, неподвижно закрепленном на сцене, и в образе пилота, управляющего крылатой машиной, которого мы видим на большом экране. Актер садится за компьютер, и зритель переживает визуальный эффект взлета и посадки самолета, различных его маневров в воздухе, разворотов и парения над землей. Все это впечатляет зрителей, как и возникающие на экране фотографии, запечатлевшие виды африканской пустыни...
Директор фестиваля Владимир Смотритель больше известен как актер, создатель и единственный исполнитель Хмельницкого монотеатра «Кут». Его внеконкурсный спектакль «Аккомпаниатор» М.Митуа стал творческим подарком зрителям и всем участникам «Відлуння-2008».
Выпуск газеты №:
№227, (2008)Section
Культура