Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Только записей «Дивлюсь я на небо» мы прослушали вариантов 15»

Как собирается «Золота колекція»
21 февраля, 19:52
ВЛАДИМИР КАЦАН

Он — киевлянин, вырос в городской русскоязычной среде, но его вдохновенный рассказ о своих музыкальных украинских проектах приятно удивил. Их уже более 30. Под общим названием «Золота колекція» вышли диски с записями Павла Муравского и Нины Матвиенко, «Колискові» и «Українське танго», «Смерічка» и «Українські солоспіви»... О них «День» уже писал. Но, к сожалению, приобрести записи пока можно только в столице. Владимир Кацан руководит «Астра-Рекордс» — ведущий оператор лицензионной аудио- и видеопродукции в Украине, является автором проекта «Золота колекція».

— Володя, с чего началось ваше увлечение музыкой?

— Думаю, что это от родителей. В семье отца все его 12 сестер пели. И эти песни я слышал с детства, но тогда это мне было совершенно неинтересно. А сейчас я чувствую в украинской песне энергетику, ее корни, к ним я стремлюсь, пытаюсь за них удержаться. Меня, как человека с определенным вкусом, не устраивает та общая эстетика, которую нам часто навязывают. В проекте «Золота колекція» я пытаюсь показать, что есть другая культура, которой можно гордиться.

— Что подтолкнуло вас к работе над таким уникальным диском, как «Українське танго»?

— Было лето. В парке им. Т. Шевченко я ждал жену после работы. Рядом на лавочку села молодая парочка, которая пришла на одно из первых свиданий. Я невольно стал свидетелем их разговора. Они говорили на пошлые темы, перемешивая свою речь ругательствами. Я подумал: «Если вы так общаетесь на первом свидании, то какая ждет вас жизнь?» А ведь они еще просто дети! Мне захотелось, чтобы молодежь больше знала о лучших образцах нашей культуры, о песенных традициях. Например, я создал детский проект «Колисанок». Кстати, картину для его обложки нарисовала художник Галина Полякова. Когда я посмотрел на уже существующие варианты, то не увидел в них глубины, не было энергетики. Пришлось все начинать по-новому. Для этого диска было переработано более сотни треков ( наряду с традиционной подачей есть трек с аутентической подачей). Мне захотелось, чтобы ребенок, услышав эту автентику, подрастая, вспомнил, что когда-то ее слушал. Уже готово 30 музыкальных проектов, и я понял, что самое ценное в них — это автентика.

— Во время работы с украинской музыкой вы для себя что-то новое открыли?

— Да!.. «Козацькі пісні», трек. Для меня это был переворот идеологии, психологии. Я вспоминаю, как в советские времена подавался фольклор — как некая шароварщина. А в фольклоре такая глубина! Вот это, наверное, было для меня самым большим открытием в работе. Нужно научиться вслушаться в текст, задуматься над сутью слов. Во всех проектах мы хотим отойти от шароварной традиции.

Мы работали над проектом «Украинские народные песни». Однажды редактор спросил: «А ты знаешь дирижера Муравского, который известен во всем мире, у нас его мало знают?» Слушаю запись. И понимаю, что это действительно очень ценный материал, который нужно показать. Мы встретились с Павлом Ивановичем, пообщались, показали программу. А он говорит: «Вы ставите Козловского «Вечерний звон», а я бы хотел, чтобы прозвучала «Ой, у полі криниченька». Муравский подсказал, где можно найти запись. Оказалось, что она сделана в 1965 году! Павлу Ивановичу уже за 90, а память у него фантастическая, и мы благодаря ему включили эту песню в альбом. Вы знаете, в фондах Украинского радио есть настоящие музыкальные сокровища. И это стало для меня вторым открытием. Например, в проект «Українські дуети» включены записи, начиная с 1955 года.

Есть несколько способов рождения музыкальных проектов. Первый — это когда мы исходим из коммерческой позиции, второй — когда мы работаем с редактором над каким-то проектом и вдруг возникает по ходу работы интересная идея. Например, мы слушаем украинские народные песни и попадаются нам дуэты. Так и получился проект «Українські дуети». В него вошли: «Дуэт Одарки и Карася» (1950 год) — исполняют его грандиозные певцы Мария Литвиненко-Вольгемут и Иван Паторжинский, а также дуэт Оксаны и Андрия в исполнении Зои Гайдай и Ивана Козловского (запись 1955 года).

К сожалению, многие пленки размагничены, утрачены... Когда мы работали над проектом «Українські солоспіви», то только записей «Дивлюсь я на небо» прослушали вариантов 15. Очень трудно было отказываться от того или иного варианта, но мы отдаем предпочтение такому исполнению, где чувствуется положительная энергетика, где певец вложил душу в пение. Мы начинаем слушать 30 записей, отбираем пять, может, десять, которые возвращают нам из прошлого шедевры. Сегодня на радио работают увлеченные люди, специалисты высокого класса, в частности, руководитель аудиофондов Николай Николаевич Амосов, который сплотил команду замечательных профессионалов. Я проникся к ним огромным уважением и любовью. Я прослушиваю каждую запись уже после реставрации, стараюсь, чтобы слушатель получил качественный альбом.

— Самая объемная часть «Золотої колекції» — «Хіти 50—80-х років»...

— Это дань уважения и памяти моим родителям. В ней слушателям предлагаются уникальные записи песен, которые давно уже стали шлягерами. Мы хотим эту серию адаптировать для российского рынка. Ведь то, что сегодня из украинских записей звучит в России — это какой-то музыкальный суржик типа «гей-гей!». Кстати, проект «Весела гулянка» — это лишь маленький кусочек тех легких песен, которые часто звучат в компаниях, когда люди собираются за столом. Но ведь есть и другая музыка — «Червона рута», «Марічка», «Мій рідний край», и этот список огромен... Мы надеемся, что со временем партнеров заинтересует вся серия. Может, Муравский не выйдет на большой рынок, а популярные серии прорвутся обязательно. Но для этого нужно время. А пока мы работаем часто на энтузиазме.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать