Трагизм и нежность...
В Национальной филармонии открылся авторский цикл Романа Кофмана «Все симфонии Иоганнеса Брамса» с участием итальянского пианиста Федерико Колли![](/sites/default/files/main/articles/03112014/11kofman.jpg)
Если вспомнить музыкальные проекты, реализованные маэстро Кофманом в Украине за недавнее время — «Великие имена», «Украинский авангард», «Гении и дилетанты», «Что наша жизнь? Игра!», «Северный экспресс», «Творения Прометея», «Роман Кофман и его друзья», «Превращения», Международный фестиваль «Неделя высокой классики с Романом Кофманом» и др., — каждый из них становился событием культурной жизни нашей столицы! Как и филармонические циклы «Все симфонии» великих композиторов — Бетховена, Шуберта, Чайковского, Моцарта (впервые в Украине в течение одного концертного сезона одним оркестром были исполнены все сорок одна симфония Моцарта)!
Новый цикл нынешнего сезона «Все симфонии Иоганнеса Брамса» (а их четыре) открыла Симфония № 2 ре мажор в исполнении Симфонического оркестра Национальной филармонии, главный дирижер — Роман Кофман. И для многих слушателей, действительно, произошло настоящее открытие Брамса, чья музыка в нашей стране звучит нечасто.
Труд дирижера и музыкантов — категория, таинственная для непосвященных, для Р. Кофмана и его коллектива означает достижение филигранной техники и безукоризненного звучания каждой партии. Но как происходит чудесное превращение рукописной партитуры в сотканный из наполненных жизнью мелодий, движущийся спектакль? Здесь было все — трагизм и нежность, мир и война, любовь и смерть. Светилась мозаика красок австрийской природы на берегах озера Вертерзее, где за одно лето 1877 г. в порыве вдохновения был написан этот шедевр.
Премьера Второй симфонии в Венской филармонии (1877 г.) под управлением известного дирижера Ганса Рихтера прошла с триумфальным успехом: композитора вызывали после каждой части, а третья сразу же бисировалась по требованию публики. Сто с лишним лет спустя киевляне, не в силах совладать с эмоциями, вопреки правилам, аплодировали в перерывах между частями — словно на мировой премьере в Вене. А завершилось все овациями. Говорят, что когда за дирижерским пультом Роман Кофман, то в зал слетаются души композиторов... Думается, великий немецкий симфонист (а именно так называли Брамса современники) был бы благодарен украинским музыкантам.
В Концерте № 1 для фортепиано с оркестром ре минор Брамса солировал Федерико Колли. Этот молодой итальянский музыкант — участник масштабного филармонического фестиваля Suono Italiano — «Итальянский звук» — по случаю председательства Италии в Совете Европейского Союза (при поддержке Посольства Итальянской Республики в Украине и Итальянского института культуры в Украине). Пианист показал ту степень владения инструментом, когда виртуозность, в сочетании с вдумчивой интерпретацией, рождает красоту звучания, открывая смысл библейских истин, зашифрованных в музыке ожиданий и надежд немецкого гения. А на бис Ф. Колли сыграл «Фантазию» Моцарта, продемонстрировав фантастическое pianissimo, балансирующее на грани тишины.
Федерико Колли родился в Брешии в 1988 году, обучался в Миланской консерватории и Зальцбургском Моцартеуме. Среди высоких наград музыканта — первая премия на Международном Моцартовском конкурсе в Зальцбурге (2011), золотая медаль на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (2012). Выступал в самых престижных концертных залах мира, гастролировал в Германии, Австрии, Японии, Великобритании, Франции, Польше, Мексике, Бразилии. В 2014 году дебютировал в Зале королевы Елизаветы в Лондоне в рамках Международного фортепианного цикла.
— Я впервые выступаю в Киеве и впервые играю Первый концерт Брамса — решил сделать двойную премьеру, — признался «Дню» Федерико КОЛЛИ. — По-моему, музыка Брамса божественно красива. Когда Брамс писал Первый концерт, он был немного младше меня и сумел передать в своем сочинении невероятный взлет к небесам и силу олимпийских титанов, очень мощную и торжественную. Кроме того, меня очень привлекает сложность его произведений. Брамс, как и Шуберт, являются композиторами «золотой середины» между эпохами классицизма и романтизма. Их творчество включает в себя устоявшиеся принципы музыки прошедшего времени и при этом содержит в себе ростки и перспективы музыки будущего. Поэтому такие произведения являются наиболее сложными с технической точки зрения.
Три главные темы слышны во всех произведениях Брамса. Первая — романтический ветер, порыв чувств, который возникает с первых вибрато струнных инструментов, вторая — героический зов с Олимпа, посылаемый богами на Землю. И третья — невозможность убежать от судьбы, которая постоянно подкрадывается и дышит нам в затылок, — тема безысходности бытия.
«Современный», в значении «актуальный», в переводе с латинского означает «действующий», «действительный», и, безусловно, любую музыку, которая играется, можно считать современной, поскольку она развивается и воздействует на слушателей в данный момент. Многие проблемы и концепции, которые были актуальными в XIX веке, когда Брамс писал свои композиции, уже не являются таковыми в наше время. Но автор вложил в музыку свои эмоции. И когда музыкант сегодня интерпретирует эту музыку, он включает свои эмоции, возникает контакт с «переживанием» композитора, что и делает произведение современным...
Я был наслышан об украинской публике: мне говорили, что она — очень взыскательная. Поэтому не ожидал такой восторженной реакции: мне было очень приятно, что люди аплодировали стоя и вызвали играть на бис...
Напомним, следующая встреча с Романом Кофманом и Симфоническим оркестром Национальной филармонии на концерте цикла «Все симфонии Иоганнеса Брамса» состоится 20 декабря, прозвучит Симфония № 3 фа мажор, а также Первый концерт для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича, солистом выступит Артем Полуденный (виолончель).
Выпуск газеты №:
№206, (2014)Section
Культура