Три сестры и Мэрил Стрип
В украинский прокат вышла драма «Август: графство Осейдж» — с настоящим созвездием хороших актеров
Начало фильма отмечено некоторой литературностью: пожилой писатель Беверли Уэстон (режиссер и актер Сэм Шепард) цитирует англо-американского классика Томаса Элиота: «Жизнь очень длинная», и в сердцах добавляет: «Черт возьми, как он был прав!» — перед тем, как принять роковое решение...
Собственно, литературность этой ленты объяснима: она снята по одноименной пьесе американского драматурга Трейси Леттса, отмеченного за «Графство Осейдж» Пулитцеровской премией в 2008 году.
Драматург также написал сценарий; в итоге «Август...» воплотился на экране как разговорная семейная драма, где каждому из героев первого плана отмерены несколько более-менее эффектных монологов, где диалоги подробны и многозначны, где обязательно есть несколько напряженных сцен, разряжающихся оглушительными скандалами и ужасными разоблачениями.
Недружное семейство Уэстон — дочери Барбара (Джулия Робертс), Айви (Джулианна Николсон) и Карен (Джульетт Льюис) — собирается после похорон отца в старом доме, затерянном среди монотонных равнин Мидвеста, где теперь в одиночестве живет их мать Вайолет Уэстон (Мэрил Стрип). Собирается — и почти сразу приступает к извлечению скелетов из необъятных семейных шкафов. У одной нелады с мужем и с дочерью — веганкой и курильщицей марихуаны, у другой — слишком резвый любовник, третья влюблена в задерганного и закомплексованного кузена, но все это меркнет по сравнению с тем, что их ждет в доме детства.
Режиссером выступил Джон Уэллс — довольно сомнительная кандидатура, ведь по большей части он снимал сериалы — но тут, очевидно, помогло знакомство — Уэллс добрых десять лет работал в «Скорой помощи» с Джорджем Клуни, а именно Клуни продюсирует «Август».
Очень быстро становится заметно, что настолько серьезный материал Уэллсу не по плечу. Обильное и не всегда нужное подкладывание душещипательной музыки, избыток мелодраматизма, неизобретательное чередование планов и ракурсов — Уэллс старается, как может, но сериальное ремесленничество проявляется на каждом сюжетном повороте.
Однако режиссер выиграл в другом — сумел не помешать актерам. Здесь хороши все, но в первую очередь, конечно же, — Джулия Робертс и Мэрил Стрип. Первая, в образе стареющей красавицы, зажатой в тисках жизненных обстоятельств между проблемной дочерью и еще более проблемной матерью, попросту превосходит саму себя. Ее Барбара и смешна, и трагична, и сентиментальна; Робертс находит в своей психологической палитре десятки оттенков, с помощью которых она строит, быть может, лучшую роль своей жизни.
Что же касается Стрип, то здесь лишних объяснений не требуется. Как только она появляется в кадре — все другие практически исчезают. При этом актриса умудряется нигде, ни в едином эпизоде не переиграть, не перетягивает одеяло на себя — роль на ней сидит идеально. Если в фильме и держится как единое целое — то только благодаря этому беспрерывно курящему, злословящему, плачущему, танцующему и радующемуся чуду.
Но хороши здесь и другие. Весь фильм — сплошная школа киноактерского мастерства. Потому, наверно, и стоит посмотреть эту многословную историю одной американской семьи, в безусловно толстовском смысле несчастной по-своему.
Выпуск газеты №:
№22, (2014)Section
Культура