«Трудно играть Шопена, когда за окном звучит попса»
В декабре известная украинская пианистка Евгения Басалаева выступит в Италии
Говорят, что в ХХI веке на первый план во всех областях нашей жизни выйдут женщины. Уже сейчас мы видим немало примеров того, как представительницы прекрасного пола — нежные и хрупкие — могут быть решительными и настойчивыми и вести мужчин за собой. Одна из тех женщин, которые тем больше успевают, чем меньше времени у них остается, — известная пианистка Евгения Басалаева. Она преподает в Национальной музыкальной академии Украины, воспитывает сына, активно занимается концертной деятельностью, уделяет время благотворительности. 20 декабря в Риме выступит с сольным концертом, средства от которого пойдут на оздоровление и лечение тяжело больных детей.
Благотворительным был и концерт из цикла «Элитные вечера камерной музыки», который недавно прошел в Колонном зале им. Николая Лысенко (об этом «День» писал в №210). Басалаева уже несколько лет собирает в Филармонии слушателей, чтобы они окунулись в мир утонченных музыкальных образов и получили новые музыкальные впечатления от классических произведений.
— Все вечера цикла направлены на презентацию произведений украинских композиторов, которые выполняются наряду с шедеврами мирового музыкального искусства, — подчеркнула Е. Басалаева. — Это концерты-монологи, каждый из которых отражает определенное состояние моей души. Последний концерт: «Диалог культур. Метопы. Грани вечности» для меня стал символом необыкновенной красоты и гармонии. Метопы (плиты со скульптурными изображениями сцен из мифологии на фризе древнегреческого храма) — это ассоциация. Вся наша жизнь, по-моему, похожа на храм, а метопы — это то, что мы делаем. Я стремилась, чтобы лейттемой концерта стало созерцание вечной красоты. Именно она, как нить Ариадны (царевна Ариадна, героиня античного мифа, дала своему любимому Тезею клубок, разматывая который он шел по лабиринту, чтобы убить чудовище Минотавра) способна вести нас по запутанному лабиринту жизни, из которого мы сегодня не можем найти выход. Но верю, что красота спасет мир и научит человека выбирать не скоропреходящие ценности, а вечные.
— Эта ассоциация с нитью Ариадны, о которой вы только что упоминали, наверное, не случайна. Она возникла у одного из польских критиков популярного журнала «Музыкальное движение» когда на международном фестивале «Варшавская осень» вы вместе с ансамблем «Киевские солисты» в 2000 году исполнили Камерную симфонию №9 Евгения Станковича «Друг против друга». Это произведение, написанное по заказу дирекции музыкального фестиваля «Варшавская осень», также звучало в киевском концерте.
— Главная музыкальная тема, исполняемая на фортепьяно и напоминающая щебет птиц, может восприниматься, как яркий луч, указующий путь из мрака к свету. Именно она и вызвала такую ассоциацию, и меня журналисты сравнивали с Ариадной.
— Вы стали основателем фонда, который поддерживает молодых музыкантов.
— Мой фонд молод (основан в 2003 году), но уже сделано немало. Мы платим стипендии, спонсируем творческие проекты, проводим дни Украинской культуры. Так, летом мы помогли финансировать поездку детского хора Национальной радиокомпании Украины в Артек, где дети выступили на музыкальном фестивале и отдохнули. А мой последний концерт был благотворительным. Все собранные средства направлены в «Открытую ассоциацию организаций, групп, лиц работающих с тяжело больными детьми «Жить завтра». А дети, присутствовавшие на киевском концерте, приехали из детского дома Запорожья. Кстати, Украинско- итальянский фонд предложил мне дать сольный концерт с рождественской программой в Риме и на вырученные средства отправить четырнадцать украинских детей на отдых в Италию. Мой концерт состоится в Риме. Там прозвучит мировая и украинская музыкальная классика. В программе примет участие мой сын, Антон Которович (ученик шестого класса специальной музыкальной школы им. Лысенко, лауреат двух детских международных конкурсов). А еще мне предложили выступить в Милане и Палермо.
— Вы говорили, что образный строй вашего последнего концерта — печально-созерцательный и связан с определенным разочарованием, пришедшим на смену большому эмоциональному подъему, которым сопровождались события оранжевой революции.
— Разочарование вызвано тем, что многие люди не выдержали проверку на духовную силу, подчинились власти денег, утратили такие вечные ценности, как добропорядочность, доброжелательность, добросовестность. Я вижу, что вокруг мало что изменилось, и это не добавляет позитивных эмоций.
Представьте себе, как трудно мне в консерватории, где я преподаю, изучая с учениками, скажем, произведения Шопена, слышать, как с майдана Незалежности доносится «попса». В подземный переход, который называют «трубой», просто зайти иногда страшно. Там стоят люди с опустошенными душами, курят, грубо ругаются. За эту молодежь нужно бороться. Я понимаю, что своим музыкальным проектом я кардинально не изменю ситуацию в стране. Но хочу приобщить как можно больше людей к высокому искусству и спасти души от зачерствения.
Выпуск газеты №:
№221, (2005)Section
Культура