Ты, Лола, главное — беги себе…
Среди всякого рода модных фильмов на модную молодежно-бандитскую тематику, еще до сих пор встречаются приятные исключения. К таковым, конечно, можно отнести фильм немецкого режиссера Тома Тиквера «Беги, Лола, беги». Во-первых, он короткий, что уже значительный плюс в эпоху «титаников». Во-вторых, он весьма динамичен и сюжетно захватывающ — интрига состоит в том, что девушке нужно за 20 минут найти 100 тысяч для своего друга-бандита. Ну и в-третьих, он вызывающе современен.
Правда, с последним пунктом возникает какая-то неприятная двойственность, а то и тройственность в ощущениях. Действительно, на первый взгляд создается впечатление, что авторы хотели создать фильм для «поколения Х» и о нем. В «Лоле» есть все молодежные «примочки» — сюжет, эстетика видеоклипов и этика компьютерных игр. Но...
Собственно говоря, какие смыслы заложены в этом фильме? Все, что приходит в голову, выглядит банально. Девушка делает три попытки достать деньги. Здесь фильм превращается в снятую на пленку типичную компьютерную игру: герою нужно успеть сделать нечто к определенному сроку. При этом, как это всегда бывает в играх, смерть героя не страшна, нажмите load — и начинайте сначала. Каждый ваш шаг имеет несколько вариантов — важно просто выбрать верный. Это, собственно, и происходит — в первой попытке Лола не успевает добежать: дружок-бандит в отчаянии начинает грабить магазин и его убивают. Во второй — Лола решает попросить денег у папы-банкира, в результате грабит банк и теперь уже убивают ее. И, наконец, в третьей принимается правильное решение — попросить помощи у Бога (многие, наверняка, даже не заметят этот момент в фильме, он происходит на бегу). В результате — выигрыш в казино и полный хеппи-энд.
По-моему, комментировать тут нечего. Кому интересна мораль о божественном вмешательстве (или о нравственном поведении), пародия на эту мораль и ирония по поводу этой пародии одновременно? Кому нужно банальное утверждение об относительности правильного выбора (Лоле надо было сразу понять, что для авторов игры правильный выбор из предлагаемого списка — «попросить Божьей помощи» — и не мучаться три раза)? Кому, наконец, интересна явная издевка над туповатым поколением без собственных принципов, для которого совершенно одно и то же — что ограбление, что общение с Богом, как, впрочем, и издевательство над «авторами игры», с их явно надуманными и лицемерными представлениями о «правильности»? Дело, видимо, не в этом — фильм интересен и силен тем, что пытаясь создать картину об «иксерах», старшие товарищи создали картину о своих представлениях о них. Выяснилось, что кроме банальностей, прокипяченных в ядовитой иронии, сказать нечего. Попутно выяснилось, что никакого «поколения Х» просто не существует, потому что нельзя считать поколением людей, главное для которых — функциональность (найти правильный ответ в конкретной задаче). Точно так же «зависли в воздухе» все многослойные иронические конструкции фильма, потому что выяснилось, что в этом поколении даже не над чем иронизировать (это, наверное, самое показательный момент). И дело тут вовсе не в «бездуховности» молодежи. Просто этот фильм «о поколении» лишний раз показал, что, слава Богу, люди, стремящиеся отыскать «свое лицо» в каждой возрастной группе и громко поименовать ее Поколением, посрамлены окончательно и бесповоротно. Время поколений прошло. Началось время личностей. А что до «Лолы», то, вообще-то, фильм не об этом…
Выпуск газеты №:
№103, (1999)Section
Культура