Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тяжелое бремя лидера

02 марта, 00:00

Георгий Якутович — не только крупнейшая, но и, пожалуй, ключевая фигура в украинской графике 1960 — 1970-х. Теперь, чуть ли не из другого века, события тех лет представляются почти романтическими — когорта выступавших «единым фронтом» удивительно талантливых молодых художников, искавших (и нашедших) свой графический язык, так разительно непохожий на то, чему их учили, сделали украинскую графику известной всему миру. Георгию Якутовичу не было еще и 30, когда он стал лидером, главой направления и при этом — мэтром, «живым классиком», автором станковых вещей и иллюстративных циклов, без которых немыслима история украинской графики ХХ века. Впрочем, оставаться этаким самодовольным олимпийцем он никогда не собирался, да и не смог бы — не интересно. Именно поэтому каждую свою новую работу он делал совершенно непохожей на предыдущие. «Излюбленная техника», «характерная манера» — применять эти традиционные обороты к творчеству Георгия Якутовича можно только с массой оговорок. Станковист и прославленный книжный иллюстратор, он стал художником-постановщиком параджановского шедевра — «Тени забытых предков». Вообще, кажется, он и его работы — сплошное «вдруг». Разумеется, это «вдруг» у разных художников бывает разным; бывает — от неумения, невозможности найти себя; бывает — от желания (или необходимости?) удивить. «Вдруг» Георгия Якутовича — шаг через пропасть.

Из ранних работ на нынешней выставке оставлено только две, одна из которых — «Аркан», едва ли не «визитная карточка» украинской графики 1960-х. Из представленных иллюстративных циклов самый ранний — к «Теням забытых предков» М. Коцюбинского; показывать предшествующие ему блистательные линогравюры в «Фата Моргана» М. Коцюбинского, легендам о Довбуше, украинским народным сказкам, пьесам Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый» и «Свадьба Свечки» Георгий Якутович не стал. Офортные иллюстративные циклы 1970-х (к «Захару Беркуту» И. Франко, «Повести временных лет» и «Слову о полку Игоревом», некоторые другие) представлены более полно. Однако уже цикл к гоголевскому «Вию», над которым художник работал на протяжении многих лет, вряд ли можно считать только иллюстративным. Он ближе, скорее, к сложным, философски насыщенным станковым сериям, сюжетная основа которых — карпатские впечатления Георгия Якутовича — становится отправной точкой для безжалостных в своей искренности и честности размышлений — что есть жизнь? что есть смерть? для чего жизнь, если существует смерть? Как удивительна торжественная сумрачность этих работ рядом с головокружительным, летящим, победным танцем — «Є у мене топір, топір!». Важная часть выставки — многочисленные эскизы и зарисовки, варианты композиций, раскрывающие всю подоплеку, всю, грубо говоря, кухню творческой работы художника.

Нынешняя выставка Георгия Якутовича — его итог на 2000 год. Итог достойнейший, хотя, пожалуй, и чрезмерно строгий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать