Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«У меня для вас других писателей нет»

21 ноября, 00:00
Сегодня публика вернулась в кинотеатры, что еще года четыре назад казалось абсолютно нереальным. И это хорошо. Плохо то, что туда не въехало на белом коне украинское кино. Почему? Об этом «День» не перестает размышлять и, честно говоря, искренне горевать. Но это не мешает нам всесторонне и непредвзято анализировать ситуацию с национальным кинематографом в надежде понять: что же мешает нам делать кино? Свое видение проблемы 3 октября в достаточно провокационном материале «Нєльзя жуткой жізнью...» изложила Наталья Влащенко, и сознательно пошла на педалирование ситуации, руководствуясь принципом: первый шаг в попытке решения проблемы есть ее обсуждение. Мы благодарны Анне Чмиль, которая поддержала дискуссию («Кинотворчество напоминает домну...», 10 октября). Надеемся, что сегодняшний материал Людмилы Лемешевой, формальным поводом для которого стала нашумевшая премьера нового фильма Юрия Ильенко, поможет нам качественно продвинуться в понимании того, что происходит с отечественным кино. И с нами...

Любопытное наблюдение последних лет: мои коллеги — критики и журналисты — решительно поумнели, а художники катастрофически поглупели и побездарнели. Что ни статья в прессе — то акт размазывания по стенке очередного имени. И чем имя громче, заслуженней — тем акт упоительнее и сладострастнее.

Мы в массе своей не хотим разбираться в грандиозных по смыслу и последствиям переменах, которые происходят с нашим обществом в целом, и значит, с каждым из нас. Зато точно, поименно знаем виновников всех наших проблем и бед: киностудию имени Довженко развалил ее директор Мащенко, Союз кинематографистов — его председатель Беликов, госдепартамент кино — Чмиль, Украину — ее Президент Кучма, а Советский Союз — Горбачев. Мы, так называемый народ, ни к чему этому не причастны. «Нас там не стояло», как говорят в Одессе. С нами это сделали, нас в очередной раз обманули и предали. Мы — вечная пассивная жертва, рабы чьих-то интересов, чужой воли и корысти...

Но ближе к теме — о принципах государственного финансирования кино. Голая реальность сегодняшней ситуации состоит в том, что кино осталось практически без господдержки. И это не чья-то личная злая воля, а объективный процесс, который происходит на всем постсоветском пространстве.

Весной в Москве проходил шестой по счету Форум кинематографий стран СНГ и Балтии. Как участница пяти из них, свидетельствую: положение дел примерно у всех одинаковое, и у нас далеко не самое худшее. Раньше других начало выбираться из кризиса российское кино, по вполне понятным причинам, одна из которых — вовремя принятый закон о кино.

В ситуации, когда денег нет, а национальный кинематограф должен каким- то чудом выжить, Министерство культуры и искусств Украины сделало свой экзистенциальный выбор в пользу авторского кино. И я счастлива, что дожила до уникального момента в нашей злосчастной истории, когда государственная машина не давила, а спасала, в первую очередь, самых талантливых, самых профессиональных художников. То, что сегодня чиновник Анна Чмиль защищает авторское кино от «свободных журналистов», — знак неслыханных перемен в нашем обществе. В 70-е годы это даже во сне не могло присниться.

Но дело не просто в художественных вкусах главы департамента кино, или экспертного совета, или коллегии Министерства культуры, принимающей окончательное решение.

Давайте говорить честно: привычная, знакомая до слез апелляция к вкусам «простого человека», который не пойдет смотреть «труднодоступное» кино, потеряло всякую почву — не осталось ни кинотеатров для простого человека, ни денег в его кармане. Сегодня дешевле сходить в театр, чем в хороший кинотеатр, где к тому же предпочитают крутить американские хиты. Снимать же фильм на кинопленку, чтобы показать потом разок по телевидению, — занятие слишком дорогостоящее. Тогда уж проще и дешевле клепать сразу телефильмы и телесериалы.

В ситуации нынешнего тотального кризиса и упадка производства кино как искусство (а не как инструмент идеологии или развлечение для все более скучающего обывателя) сохраняется только благодаря фестивалям. Участие в международных форумах — это форма существования национального кино сегодня. Там фильмы смотрят киноманы, критики, прокатчики и продюсеры. О них пишет пресса. Заявить о себе как о кинематографической державе мы можем только там. Мировой зритель нас пока не знает. Да и свой тоже.

«А где же тогда наши победы?», — спрашивают журналисты. Победы есть, хотя и не Золотая пальмовая ветвь в Канне. Она — одна на всех.

Ну, а почему наши дебютные ленты и короткометражки имеют на фестивалях больший успех, чем полнометражные? А так всегда было. Успешный дебют в коротком метре случается чаще, чем в полном. Хотите примеры? Дипломная работа Сергея Маслобойщикова по Кафке была приглашена в Канн, а большая картина, тоже по Кафке, «Певица Жозефина и мышиный народ» — уже нет. Роман Балаян после блестящих студенческих работ (которые тоже могли попасть в Канн или Берлин, живи он не в закрытом обществе) снимает большой и беспомощный фильм «Эффект Ромашкина». Короткометражка «Ребенок» так и осталась лучшей картиной Николая Мащенко (на мой вкус, конечно). Примеры можно множить.

Учтите и еще одно обстоятельство: в основном конкурсе международных фестивалей ставки крупнее, а потому игра более жесткая и менее честная.

А теперь «алаверды» — вопросы к собратьям по цеху. Почему? Почему мы так охотно кричим о неудачах нашего кино и так не любим поминать об успехах, пусть и скромных?

Почему в украинских СМИ журналисты со злорадством писали и говорили о «позоре», «провале» фильма Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу» на Берлинском фестивале, где они не присутствовали? И почему, грозно вопрошая: «Кто дал деньги?» — никто из них не вспоминал, что живой классик Ильенко десять лет (!) не работал как режиссер, и что последний его фильм «Лебединое озеро. Зона» получил в Канне (!) сразу два (!) приза: Фипресси и молодых критиков (жюри из самых независимых и неподкупных в мире).

Почему несколько украинских изданий охотно растиражировали нелестный отзыв В.Кичина о «Мазепе» в «Известиях» и ни разу не процитировали С.Новопрудского, обозревателя и ответственного секретаря тех же «Известий», написавшего после «Кинотавра» о «представителях российской интеллектуальной элиты, которая проявила чудовищную глупость в оценке настоящего шедевра — кино, равного которому на постсоветском пространстве не снимал и не пытался снять никто». Почему эти лестные для национального самолюбия слова не набрала крупным шрифтом ни одна газета?

Конечно, Юрий Герасимович своими последними публикациями в «Бульваре» сделал все, от него зависевшее, чтобы вызвать перед премьерой волну народной «любви» к себе. Он вообще мастер по наживанию себе врагов. Но, может, на это надо посмотреть как на его личную человеческую драму? Может, это повод для национальной скорби, а не для ликования и глумления?

Когда человека долго ломают через колено, когда он привыкает жить в состоянии агрессивной самообороны, «вопреки» и «наперекор всему» (название его фильма), — эта психологическая модель начинает срабатывать помимо воли и сознания в любых обстоятельствах, диктует стиль поведения, губительный, в первую очередь, для самой личности.

Кстати, не подозревайте, господа, в ангажированности — я не из «ближнего круга» Ильенко. Много лет мы едва здороваемся. Платон — не друг, но истина дороже.

Как историк украинского поэтического кино, могу сказать, что никто так не боролся с собой три десятилетия, не предавал других и себя, не шел на компромиссы и в то же время почти маниакально оставался себе верен, как Юрий Ильенко. Опыт его побед и поражений — это опыт выживания сильного характера, что дорогого стоит. У нас погибнуть всегда было легче, чем уцелеть. Особенно если это борьба не просто за бытовое выживание, а за бытие. За полноценное пребывание — в жизни, в искусстве, в истории.

Не главная ли это проблема самой Украины? И не об этом ли фильм «Мазепа»? О цене, которую платит личность за отказ быть пассивной жертвой. О балагане, в котором приходится участвовать, о необходимости лукавить и блефовать, скрываться за целой системой масок. О попытках перехитрить судьбу, переменить участь — и обреченности этих попыток. (Об эстетике фильма разговор отдельный — кажется, что этот постмодернистский киноколлаж создавали два разных режиссера: Питер Гринуэй и Николай Засеев.)

Новый фильм Юрия Ильенко — его вторая отчаянная исповедь. Первая была сделана в конце 80-х — в статье под названием «Плата за компромисс», где режиссер с редкой откровенностью, с горечью и болью судил себя как человека и художника. У меня этот мужской поступок вызвал глубокое уважение и сочувствие. А у вас нет? Догадываюсь, почему: вы считаете себя непогрешимыми, «сохранившими лицо». Вам повезло. А вот Пушкину — нет: «И с отвращением читая жизнь свою...» — это он о себе написал. И Параджанову не повезло: «Говорят, что я сохранил честь. Нигде, никогда, ни в чем… Я — трус! Сколько раз я сфальшивил, струсил…»

Это он сказал в своем последнем телеинтервью на всю страну и дал нам последний урок свободы и человеческого достоинства.

Несколько слов об отношении к другому помянутому Н.Влащенко украинскому режиссеру, помоложе, но тоже недоступному пониманию «тружеников полей» и отдельно взятых «завсегдатаев Дома кино», — к Сергею Маслобойщикову.

Маленькая, но характерная деталь: «Киевские Ведомости», информируя об итогах нынешнего фестиваля «Киношок», не считают нужным сообщить, что главный приз за лучшую операторскую работу в новом фильме Маслобойщикова получил Богдан Вержбицкий. Не потому ли, что о «Шуме ветра» была уже в этой газете рецензия с названием-приговором «Много шума из…»

Господи, ну откуда у всех этот развязный тон, когда речь идет о серьезных режиссерах (даже если у них что-то не получилось)? Эта легкость в мыслях необыкновенная, эта демонстрация своего вопиющего превосходства… Никто уже сегодня не считает нужным вникать в замысел художника, обременять себя доказательствами, хоть какими-либо аргументами. Я так думаю — и все. Но позвольте, а что как вы думаете поверхностно? Что как у вас вкус неразвит, ибо слишком много съели попсы, сникерсов и жвачек? Что как это про вас сказано: «Все вздор, чего не знает Митрофанушка»?

Но такие неудобные мысли мало кого посещают. Все с беспощадностью друг друга судят. Вокруг свирепые от собственной непогрешимости прокуроры — и почти ни одного защитника. Разве что Вадим Скуратовский бросается на все амбразуры разом. «Ну, сумасшедший, что возьмешь…»

Три десятилетия (после ХХ съезда) мы жили уже не при тоталитарной власти, а при слабеющей авторитарной, которую постепенно научились игнорировать. Зато признавали над собой власть истинных авторитетов. Сейчас, вместе с авторитарной властью, испарились куда- то и авторитеты. Что бы это значило? (вопрос к социопсихологам). По моим наблюдениям, самая ходовая фраза на сегодняшнем телеэкране, на улице и в гостиной: «Да пошел ты…» Похоже, она просочилась к нам из окна, прорубленного даже не в Европу, а в Америку. В Америку «доступного» голливудского кино.

Если уважать некого, откуда возьмется самоуважение? Если гордиться нечем, то чем должно питаться чувство национального достоинства?.. А может, у нас комплекс провинциалов и неудачников, не верящих, что с ними может произойти что-либо стоящее? Или садо- мазохистский, как у Кочубеихи в фильме Ильенко?

Отвечу сразу еще на один вопрос, задаваемый журналистами: зачем снимается столько исторических фильмов? «Создаем прошлое», как это ни парадоксально звучит. И много еще случится крайностей и глупостей, смены знаков «плюс» на «минус», бывших антигероев — на героев. Идет нормальный процесс национальной самоидентификации, со всеми его детскими болезнями. И не только у нас — поглядите на северного и западного соседей.

Дорого обходится? А стоимость «Сибирского цирюльника» знаете? Или «Огнем и мечом» с «Паном Тадеушем» вкупе? Ничего не поделаешь, национальная мифология стоит дорого и создается веками. Но без нее нет культуры.

Да и не в тех карманах ищете «деньги налогоплательщиков», пани Влащенко. Кинематографические кошельки сегодня самые тощие и дырявые. («Не туда бьешь, Иван!», — сказал бы Довженко.)

А теперь о молодых. То, что с ними дела плохи и им надо дать зеленый свет, слышу с начала 70 х, когда пару раз была вжюри фестиваля «Молодость». Сначала по наивности удивлялась отсутствию перемен, потом поняла, что это такой ритуал, чисто риторическая фигура, а получить первую постановку как всегда трудно. Прорыв случился во второй половине 80-х, когда государственные деньги были еще немерены, но уже появились некоторые степени свободы. Возникло объединение «Дебют», чью работу хорошо знаю, ибо была там главным экспертом. Наши дебютанты успели снять по одному-два фильма. Когда ситуация в стране резко изменилась и у молодых появился выбор, самые жизнеспособные ушли в рекламу, клипмейкерство и на коммерческое телевидение.

По сути дела, поколение нынешних 30—40-летних — упущенное поколение. И не только для кино. Например, для науки. (И разве это личная вина академика Патона, что молодые ученые, вместо разработки новых фундаментальных идей, занялись мелким и крупным бизнесом?) Молодые хотят работать за нормальные деньги, а не за те гроши, которые получат на государственных студиях (или в академических институтах) после бесконечных мытарств и унижений. Кино сегодня (как и науку) не предали только истинные его фанатики, вроде Маслобойщикова, Дмитрия Томашпольского или Леся Санина. Но долго ли и они продержатся? Сергей заканчивал «Жозефину» на свои и оператора Шумовича деньги, а теперь Саши уже нет в живых, а сам режиссер начинает поглядывать в сторону телесериалов. Да и сынок просит «понятное»…

Знаю, Роман Балаян делал активные попытки вернуть в кинематограф Наталью Андрейченко, я лично — Сергея Лысенко и Славка Чернилевского. Но, увы… Кроме Леся Янчука (умеющего находить инвесторов среди украинской диаспоры), никто из бывших «дебютантов» не пришел с каким-либо проектом. Недавно, правда, предложила сценарий Галя Шигаева (с ее талантливой короткометражки «Голый» начинался «Дебют»). Но это и есть тот самый текст «про Федю и собачку Катю», который так не понравился пани Влащенко.

Теперь отвечу на ее и Юрия Минзянова вопрос: «Кто? Кто судьи и эксперты?» Ведущие наши критики, а также режиссеры и продюсеры (список поименно вам охотно дадут на улице Франко). Но экспертный совет — орган совещательный. Окончательное решение принимают те, кто несет персональную ответственность за «конечный продукт». Наверное, это правильно. Хотя художественный результат не может гарантировать даже самый профессиональный продюсер в мире.

Поскольку я сама уже несколько лет принадлежу к «таинственным силам министерства, дающим отмашку новым постановкам» (Е.Чередниченко, «Киевские Ведомости»), то задаю, в свой черед, вопрос: «Кто?» Кто этот таинственный, молодой или старый, но талантливый режиссер с «интересным для всех» сценарием подмышкой, которому в Минкульте показали на дверь? Если назовете хоть одно имя, в знак протеста первая выйду из совета.

Готова обнародовать любую из своих внутренних рецензий, за которые, увы, никто со мной борзыми щенками не расплачивался. Но признаюсь — ни одного из описанных Н.Влащенко сценариев не читала и об их качестве судить не могу, потому что в этом году взмолилась дать ближе к финалу только самые лучшие. Еще раньше меня отказался погружаться в «бурный поток» графомании Вадим Скуратовский — по причине вредности для души и зрения.

Страшный секрет, который «стыдливо прячется от широкой общественности», уже открыла А.Чмиль. Подтверждаю: у нас нет хороших кинодраматургов! Не дали больших результатов даже два объявленных конкурса. На одном из них (малобюджетное кино) набрал наибольшее количество баллов — вынуждена огорчить вас — все тот же Юрий Ильенко (сценарии подавались анонимно, под девизом). Хоть разбой кричи…

Но когда я знаю, что фильм будет снимать Кира Муратова, сразу говорю «да», ибо не сомневаюсь, что даже из мусора, найденного на улице, она сделает искусство. В этом смысле абсолютно согласна с политикой Министерства культуры, что авторам, типа Муратовой, Ильенко, Балаяна или Маслобойщикова, приходится просто доверять — они давно привыкли гулять в чистом поле без поводка (хотя и им позарез нужны первоклассные драматурги).

Вообще-то, на все претензии по части отсутствия приличных сценариев, фильмов-шедевров и вечных разборок в кинематографической среде, на месте Анны Павловны (не приведи, Бог!) я бы отвечала знаменитой репликой Сталина, брошенной первому секретарю писательского Союза в аналогичной ситуации: «У меня для вас других писателей нет».

И других режиссеров тоже нет. Особенно тех, которые умели бы делать жанровое, сюжетное кино с простой историей, интересной если не всем, то многим. (Кроме Вячеслава Криштофовича. Их тандем с Андреем Курковым — единственная удача последних лет в этом роде).

Короче, как говорил наш родной первый президент: «Маємо те, що маємо».

Открою еще одну неприятную тайну: громче других кричат «все отнять и поделить!» (знакомый до боли призыв…) те режиссеры, которые не умеют делать ни элитарное кино, ни массовое. Они умеют снимать фильмы, которые вообще никому не нужны. Увы, славная эпоха развитого социализма, вскормившая и такой кинематограф, закончилась навсегда. Наше общество с философией равенства, точнее, с психологией равного пайка для всех, прощается, хотя для многих это личная катастрофа: профессию, как и образ жизни, менять поздно. Эту взрывоопасную социальную проблему (актуальную не только для кинематографистов) обществу еще предстоит решать.

Конечно, людей жалко. А разве не жалко тех, самых талантливых и самых честных, у которых, в угоду философии равенства, была только одна привилегия: первыми сгнить в зоне. Или раньше других погибнуть от инфаркта, рака, язвы желудка, нажитых в неравной борьбе с Системой — в частности, со студийными редакторами и чиновниками родного Госкино. А если ухитриться выжить и не спиться — то стать глубоким невротиком...

И, под занавес, о самых юных. Весной этого года я была председателем жюри фестиваля «Открытая ночь», который существует благодаря героическим усилиям Михаила Ильенко, замечательного режиссера и декана кинофакультета Киевского театрального института. Очень порадовали работы наших выпускников: изобретательные, остроумные и жизнерадостные, даже когда это черный юмор. Знаю, что Министерством культуры планируется большой проект, в рамках которого на независимой киностудии смогут снять короткометражки с десяток начинающих режиссеров. Как говорит один из инициаторов проекта Роман Балаян, очень хочется проверить, на что окажутся способны молодые люди, работающие в условиях абсолютной, тотальной свободы, какие новые художественные идеи они принесут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать